Космонавтика

Марс: почему до сих пор не опубликованы первые открытия марсохода Чжуронг?

По сравнению с миссией НАСА "Марс-2020" первые научные результаты китайской миссии "Тяньвэнь-1" кажутся запоздалыми. Почему Китай так долго не публикует результаты исследований марсианского марсохода Чжуронг?

Результаты, которые приходят медленно

В рамках миссии "Тяньвэнь-1" на планету Марс 14 мая 2021 года совершил посадку китайский марсоход "Чжуронг", который успешно развернулся менее чем через неделю. Благодаря этой миссии Китай стал третьей страной, успешно совершившей посадку на Марс и установившей связь с поверхностью планеты. Кроме того, CNSA уже завершила свою первичную миссию на Марс и приступила к расширенной фазе своей деятельности. Однако с момента посадки Китайское национальное космическое агентство (CNSA) ничего не сообщило о миссии, что довольно любопытно. Для сравнения НАСА регулярно выпускает пресс-релизы о своем марсоходе Perseverance.

Австралийский репортер Смрити Маллапати опубликовала 30 ноября 2021 года в журнале Nature статью, в которой объясняет, почему первые научные результаты полученные на "Чжуронге", так долго не доходят до общественности. Как и другие марсианские миссии, марсоход "Чжуронг" в сентябре впал в своего рода спячку: солнечное соединение (объект находится на противоположной стороне Солнца по отношению к Земле) обычно мешает агентствам нормально связаться с аппаратом. Однако в октябре ровер снова запустился и проехал еще 200 метров. Сентябрьский перерыв позволил CNSA приступить к анализу первых данных.

По данным издания, первые результаты еще не получены по нескольким причинам. Объем данных велик. Поэтому его необходимо обрабатывать и очищать. Не менее 200 Гб данных, полученных в период с февраля по июнь 2021 года, должны пройти через этот этап, чтобы гарантировать их достоверность и удалить инструментальные шумы. Файлы включают изображения с навигационной камеры ровера, климатические данные (скорость ветра, температура и давление), а также информацию о химическом составе почвы, камней и песчаных дюн. Есть также потенциальная информация о недрах Марса.

Кроме того, задержка также является следствием недостаточного опыта CNSA по сравнению с NASA. Методы работы двух агентств различаются. Китайская академия наук (NAOC) анализирует все данные CNSA, касающиеся орбитального аппарата и марсохода, прежде чем предоставить их нескольким ученым. В случае с Perseverance каждый инструмент был разработан разными командами. Таким образом, каждая команда имеет эксклюзивный доступ к данным в течение нескольких месяцев до публикации.

Наконец, CNSA тем не менее общается (немного) с момента начала миссии. В августе 2021 года появилась первая публикация о местонахождении марсохода на Марсе. Через месяц появилась вторая публикация, в которой рассказывалось о свойствах поверхности, когда марсоход исследовал в то время.