Определения

M87 (галактика)

M87 - гигантская эллиптическая галактика, открытая в 1781 году французским астрономом Шарлем Мессье. Она расположена у северного края созвездия Девы, недалеко от созвездия Волосы Береники, примерно в 53 миллионах световых лет от Млечного Пути. Мессье 87, как ее еще называют, является ближайшей к Земле крупной эллиптической галактикой и одним из самых ярких радиоисточников в небе. Поэтому она стала объектом частых наблюдений как астрономов-любителей, так и радиоастрономов. Еще в 1918 году американский астроном Хибер Дуст Кертис наблюдал то, что позже будет понято как особенно тонкая и коллимированная струя материи, которая простирается по крайней мере на 5000 световых лет.

Мы знаем, что этот джет образуется близко к центру Мессье 87, и там тоже все указывает на то, что в его происхождении находится сверхмассивная черная дыра, вращающаяся и аккрецирующая материю. Фактически будет две струи. Тот, что указывает в направлении Млечного Пути, содержит материю, движущуюся почти со скоростью света, и становится ярче из-за релятивистского эффекта, в то время как тот, который должен идти в противоположном направлении, сильно уменьшает свою яркость по той же причине.

Таким образом, M87 является хорошей лабораторией для лучшего понимания физики аккреционных дисков и формирования релятивистских джетов, связанных с этими дисками и керровскими черными дырами, которые мы находим за гораздо более активными ядрами галактик, в частности, квазарами. Мы также видим динамические явления в струе M87, которые мы можем отслеживать в ультрафиолетовом и рентгеновском диапазоне с помощью обсерваторий Хаббла и Чандры соответственно.