Космонавтика

Лунный модуль Blue Ghost запечатлел уникальные кадры работы двигателей с поверхностью Луны

2 марта 2025 года лунный аппарат Blue Ghost, разработанный американской компанией Firefly Aerospace, успешно совершил посадку в районе Море Кризисов на видимой стороне Луны.

В рамках программы НАСА «Коммерческие услуги лунной полезной нагрузки» (CLPS) на борту аппарата находились различные научные приборы, включая стереокамеру для исследования поверхности лунного слоя SCALPSS 1.1. Эта система камер позволила получить беспрецедентные изображения взаимодействия струй двигателя посадочного аппарата с лунной поверхностью, предоставив важнейшие данные для понимания динамики посадки на небесные тела без атмосферы.

На полученных изображениях видно, как реактивные двигатели поднимают пыль и обломки лунного реголита во время спуска и контакта с землей. Видеоряд был снят четырьмя короткофокусными камерами, которые записывали процесс с частотой восемь кадров в секунду, начиная с высоты около 28 метров и показывая начало взаимодействия управляющих реактивных двигателей с поверхностью на высоте 15 метров.

Это явление, называемое взаимодействием плюмажа с поверхностью, представляет большой интерес для НАСА, поскольку позволяет улучшить конструкцию будущих посадочных аппаратов и инфраструктуры поверхности, снижая операционные риски лунных миссий.

SCALPSS 1.1 фиксирует взаимодействие между двигателями и лунной поверхностью

Одним из наиболее важных аспектов посадки на Луну является рассеивание пыли и обломков, вызванное работой двигателей посадочных аппаратов. Это явление, если его не изучить и не смоделировать должным образом, может представлять опасность для будущих миссий, особенно учитывая растущее число аппаратов, которые достигнут Луны в рамках программы «Артемида». Поэтому прямое наблюдение за взаимодействием реактивных струй с лунным реголитом имеет решающее значение для повышения безопасности и эффективности посадочных операций.

SCALPSS 1.1 предоставил первый набор данных из более чем 3 000 изображений, на которых подробно показана эволюция пылевого облака, поднятого двигателями Blue Ghost на этапе спуска.

По словам Роба Мэддока, руководителя проекта, собранные данные позволят создать более точные модели распределения частиц, поднимаемых двигателями, с учетом таких переменных, как количество, размер, конфигурация и тяга двигателей. Это исследование будет необходимо для разработки безопасных посадочных площадок, чтобы предотвратить повреждение пылью будущих научных приборов или структур на лунной поверхности.

Ключевым аспектом эксперимента является использование стереофотограмметрии — техники, которая объединяет изображения с камер с разным фокусным расстоянием для создания трехмерных цифровых карт лунной поверхности до и после посадки. Этот анализ позволит точно определить эффект воздействия реактивных двигателей на лунную поверхность, что улучшит прогнозное моделирование для будущих миссий.

Последствия для будущих лунных миссий

Успех SCALPSS 1.1 представляет собой значительный шаг вперед в понимании динамики посадки на Луну. Собранные данные помогут улучшить конструкцию будущих посадочных аппаратов и инфраструктуры поверхности, обеспечивая более безопасные и эффективные операции.

Кроме того, возможность сбора детальных изображений до, во время и после высадки на Луну обеспечивает важную базу знаний для проведения миссий «Артемиды» и создания постоянных лунных баз.

Команда НАСА продолжит анализ данных с Blue Ghost в ближайшие месяцы, а необработанные изображения будут опубликованы в Системе планетарных данных НАСА в течение шести месяцев. Тем временем команда SCALPSS уже готовит усовершенствованную версию системы для следующего полета на Луну, запланированного на борту посадочного аппарата Blue Moon компании Blue Origin. Эта версия будет оптимизирована для получения еще более детальных изображений и более точного анализа взаимодействия между двигателями и лунной поверхностью.

Читайте все последние новости космонавтики на New-Science.ru
Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button