Космонавтика

Лунный аппарат Intuitive Machines уже на пути к завтрашней посадке

Лунный аппарат Odysseus, разработанный компанией Intuitive Machines, на этой неделе успешно продвигается к запланированной посадке на Луну. После успешного взлета на ракете SpaceX Falcon 9 из Космического центра Кеннеди НАСА во Флориде 15 февраля, 16 и 18 февраля аппарат выполнил два космических маневра и подтвердил, что все научные системы и эксперименты находятся в хорошем состоянии.

Самое сложное для Intuitive Machines еще впереди

Следующим решающим этапом для "Одиссея" станет вывод на лунную орбиту, запланированный на среду 21 февраля. Во время этого сложного маневра спускаемый аппарат будет корректировать свою траекторию и высоту, что потребует тщательной координации навигационных и двигательных систем космического аппарата для обеспечения успешного выхода на орбиту. Команда миссии должна будет учесть различные параметры, такие как скорость, угол сближения и относительное положение относительно Луны.

Успешное выполнение этого маневра обеспечит правильное положение посадочного аппарата для безопасной и точной посадки на лунную поверхность, запланированной на четверг 22 февраля.

В случае успеха "Одиссей" станет первым частным лунным аппаратом, который благополучно достигнет поверхности Луны, что станет важной вехой после неудачных попыток других компаний в последние годы.

Каковы цели?

Планируемое место посадки — небольшой кратер примерно в 300 километрах от южного полюса Луны, что соответствует стремлениям программы НАСА по исследованию Луны "Артемида". Артемида-3, запуск которой после небольшой технической задержки запланирован на 2026 год, нацелена на историческую посадку в том же районе.

Помимо собственных целей, "Одиссей" будет нести двенадцать полезных нагрузок, в том числе шесть приборов НАСА в рамках программы Commercial Lunar Payload Services (CLPS). Эти приборы будут изучать целый ряд вопросов, от технологии точной посадки до влияния выхлопного шлейфа "Одиссея" на лунный реголит по мере спуска к поверхности. Кроме того, в достижение общих целей миссии вносят свой вклад частные научные эксперименты, например, исследование теплоизоляционной одежды, проводимое компанией Columbia Sportswear.

Напомним, что эта миссия, обозначенная как IM-1, является второй миссией CLPS, которая будет запущена в 2024 году, и следует за успешным полетом посадочного аппарата Peregrine компании Astrobotic 8 января на борту ракеты Vulcan Centaur компании United Launch Alliance. Однако, несмотря на то, что запуск Peregrine прошел без проблем, утечка топлива впоследствии заставила диспетчеров уничтожить аппарат контролируемым способом в атмосфере Земли 18 января.