АнтропологияАрхеология

Логово древней гиены, усыпанное костями, в том числе человеческими останками

Считается, что в сети пещер в лавовой трубе на севере Саудовской Аравии тысячи лет жили гиены. Об этом свидетельствует земля, усыпанная обглоданными костями, некоторые из которых принадлежали людям. Эта новая работа опубликована в журнале "Археологические и антропологические науки".

Исследования костей, собранных современными плотоядными животными (нео-тафономия), имеют решающее значение для интерпретации скоплений окаменелостей в археологических и палеонтологических записях. До сих пор исследования в засушливых средах были ограничены по количеству и подробным тафономическим данным, что мешало нашему пониманию аккумулирующего и изменяющего поведения хищников в этих засушливых регионах. Новое исследование позволяет нам узнать больше.

В этой работе группа под руководством Мэтью Стюарта из отдела археологии Института Макса Планка в Германии изучила впечатляющую коллекцию костей, накопленную плотоядными в лавовой трубке Умм-Джирсан. Расположенная в лавовом поле Харрат-Хайбар в Саудовской Аравии, эта пещерная система имеет длину около 1 500 метров с высотой прохода от восьми до двенадцати метров.

Древнее логово гиены

Первоначальное исследование этой среды в 2009 году позволило предположить, что волки могут быть ответственны за огромную коллекцию костей, найденных в этой лавовой трубке. Новая экспертиза рассказывает другую историю. Анализ копролитов (сохранившихся фекалий) и отдельных костей позволяет предположить, что логово посещали не волки, а полосатые гиены (Hyaena hyaena) между 4 500 и 150 годами назад.

Исследователи сосредоточились на западном проходе лавовой трубки. Здесь они изучили более 1900 костей, принадлежащих примерно 40 видам животных. Большинство из них принадлежали ослам, другие - козам, газелям, верблюдам, волкам или собакам. Исследователи также идентифицировали два фрагмента черепа и "несколько" других человеческих костей.

Эти гиены действительно питались человеческой плотью. Однако это не обязательно означает, что они непосредственно нападали на людей. По мнению доктора Стюарта, хотя хищничество возможно, эти человеческие останки из Умм-Джирсана, вероятно, были взяты из близлежащих захоронений.

Эти животные, гнездящиеся глубоко в пещерных системах, обычно накапливают в своих норах мясистые кости, а мощные мышцы шеи и челюстей позволяют им переносить тяжелые туши на большие расстояния.