Биология

Летучие мыши могут «предсказывать» траекторию своей добычи

Они не помогут вам на фондовом рынке, но, согласно новому исследованию, летучие мыши достаточно хорошо умеют предсказывать одну вещь: траекторию своей добычи.

Мы знаем, что летучие мыши полагаются на эхолокацию для охоты. Другими словами, они излучают ультразвук через нос или рот и собирают эхо. Задержка между каждым вызовом и результирующими эхо-сигналами позволяет определить, на каком расстоянии находится объект добычи. Они также наклоняют голову, чтобы уловить меняющуюся интенсивность эхо, чтобы определить, где насекомое находится в горизонтальной плоскости. С помощью этих трюков летучие мыши могут получить достаточно точную картину своего окружения. Однако достаточно ли этого для того, чтобы успешно следовать непредсказуемой движущейся мишени?

Поскольку летучие мыши являются очень эффективными хищниками, исследователи из Университета Джона Хопкинса (США) задались вопросом, не воспользовались ли эти млекопитающие дополнительным трюком. "Насекомое летит. Летучая мышь тоже летит. В этой быстро меняющейся среде летучая мышь, полагающаяся только на информацию, полученную последним эхом, вероятно, пропустит насекомое", - отмечает Синтия Ф. Мосс.

Что, если эти животные также смогут предсказать траектории своей добычи? Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи разработали эксперимент, который тесно отражает то, как летучая мышь охотится в дикой природе.

В частности, несколько бурых летучих мышей (Myotis lucifugus) были помещены на фиксаторы, а затем были выпущены насекомые. Затем исследователи записывали эхолокационные сигналы испытуемых и наблюдали за направлением их головы, когда они следовали своим целям. Кроме того, в районе исследования также были размещены препятствия. Цель состояла в том, чтобы временно «отрезать» связи между хищниками и их добычей (как, например, деревья в дикой природе).

Летучая мышь готовится поймать насекомое во время эксперимента.

Да, летучие мыши "предсказывают будущее"

Затем исследователи разработали математические модели для проверки собранных данных. В результате выяснилось, что без способности предсказания голова летучей мыши всегда будет отставать от полета насекомого или совпадать с положением насекомого лишь изредка, по счастливой случайности. Однако в этом исследовании этого не было. Действительно, результаты показали "отсутствие изменений в точности их предвидения целевого положения головы с окклюзионной головкой по сравнению с условиями без окклюзионной головки", - говорится в статье.

То есть "летучие мыши накапливают информацию о движении цели из последовательности эхо-сигналов, а затем строят внутренние модели прогнозирования траекторий насекомых", - рассказывают исследователи. "Вопрос прогнозирования важен, потому что животное должно планировать заранее, чтобы решить, что оно будет делать дальше". Зрительное животное или человек получает поток информации, но для летучих мышей это тем более примечательно, что они делают это с помощью всего лишь кратких акустических снимков.

Результаты опровергают принятое ранее представление о том, что летучие мыши не предсказывают будущее положение своей добычи. Тем не менее эта гипотеза была выдвинута в 1980-х годах, до того, как высокоскоростные камеры стали широко доступны.