Определения

Лазер

Гелий-неоновый лазер. Светящаяся область в центре — это не лазерный луч, а свечение электрического разряда в газе, возникающее подобно тому, как это происходит в неоновых лампах. Собственно лазерный луч проецируется на экран справа в виде красной точки

Лазер (от англ. laser, акроним от Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation — "Усиление света посредством вынужденного излучения"), — это устройство, излучающее интенсивный когерентный пучок света за счет процесса оптического усиления. Он является одним из основных инструментов в различных научных, промышленных, медицинских и технологических приложениях. Разработка лазеров произвела революцию во многих областях благодаря созданию высококонцентрированного и сфокусированного источника света.

История

Концепция лазера возникла на основе теории вынужденного излучения, предложенной Альбертом Эйнштейном в 1917 году. Однако практические лазерные устройства были разработаны только в 1950-1960-х годах. В 1960 году физик Теодор Майман создал первый работающий лазер на кристалле рубина в твердом состоянии. Этот прорыв привел к быстрому развитию лазерных исследований и разработок.

Принцип работы

Работа лазера основана на взаимодействии фотонов (частиц света) с атомами или молекулами. Активная среда лазера, которая может представлять собой газ, жидкость или твердое тело, обычно возбуждается внешним источником энергии, например электрическим разрядом или другим лазером. В результате возбуждения атомы или молекулы переходят в более высокое энергетическое состояние.

Когда эти возбужденные атомы или молекулы возвращаются в свое низкое энергетическое состояние, они испускают фотоны. В лазере испущенные фотоны стимулируют другие возбужденные атомы или молекулы к испусканию большего количества фотонов, что приводит к каскадному эффекту, называемому вынужденным излучением. Высвобожденные фотоны удерживаются внутри лазерного резонатора, состоящего из отражающих зеркал, и отражаются от него, усиливая свет за счет повторного вынужденного излучения.

Одно из зеркал в лазерном резонаторе частично прозрачно, что позволяет части усиленного света выходить наружу в виде когерентного интенсивного пучка лазерного излучения. Свойства этого света, такие как цвет или длина волны, зависят от конкретных материалов, используемых в активной среде лазера.

Типы лазеров

Лазеры можно разделить на несколько типов в зависимости от используемой активной среды и назначения. К числу распространенных типов лазеров относятся:

Газовые лазеры: В этих лазерах в качестве активной среды используется газовая смесь. В качестве примера можно привести гелий-неоновые (He-Ne) лазеры, лазеры на углекислом газе (CO2) и аргон-ионные лазеры. Газовые лазеры известны высоким качеством луча и используются в научных исследованиях, лазерных шоу и некоторых промышленных применениях.

Твердотельные лазеры: В твердотельных лазерах в качестве активной среды используется твердый материал, как правило, кристалл или стекло, легированное ионами. Примерами твердотельных лазеров являются Nd:YAG (легированный неодимом иттриево-алюминиевый гранат) и рубиновые лазеры. Они широко используются в медицинских процедурах, резке и сварке, а также в научных исследованиях.

Полупроводниковые лазеры: Полупроводниковые лазеры, также известные как диодные лазеры, основаны на свойствах полупроводников. Они компактны, энергоэффективны и широко используются в телекоммуникациях, оптических запоминающих устройствах (например, DVD-проигрывателях) и лазерных указках.

Волоконные лазеры: В волоконных лазерах в качестве активной среды используется оптическое волокно, легированное редкоземельными ионами. Они обладают высокой мощностью и отличным качеством луча, что позволяет использовать их в таких промышленных областях, как обработка материалов, лазерная маркировка и лазерная резка.

Эксимерные лазеры: Эксимерные лазеры генерируют короткие импульсы ультрафиолетового излучения за счет использования смесей галогенидов редких газов. Они применяются в различных областях, включая хирургию глаза (LASIK), производство полупроводников и микрообработку.

Области применения

Благодаря своим уникальным свойствам лазеры нашли применение во многих областях. Среди них можно выделить следующие:

Медицина: Лазеры произвели революцию в медицине, обеспечив возможность проведения точных операций, таких как операции на глазах (LASIK), шлифовка кожи и удаление татуировок. Они также используются в диагностике, лазерной терапии и при разработке передовых методов медицинской визуализации.

Коммуникации и информационные технологии: Лазеры играют важнейшую роль в современных телекоммуникациях, обеспечивая передачу данных по оптическим волокнам на большие расстояния. Они также используются в сканерах штрих-кодов, лазерных принтерах и оптических устройствах хранения данных, таких как DVD и Blu-ray диски.

Производство и обработка материалов: Лазеры широко используются в промышленных процессах, таких как резка, сварка, гравировка и маркировка. Они обеспечивают высокую точность, скорость и универсальность при работе с различными материалами, включая металлы, пластики и керамику.

Научные исследования: Лазеры являются незаменимыми инструментами в научных исследованиях в таких дисциплинах, как физика, химия, биология и астрономия. Они используются для спектроскопии, лазерного охлаждения и улавливания атомов, ускорения частиц, создания высокоинтенсивных источников света для изучения вещества в экстремальных условиях.

Оборона и безопасность: Лазеры находят применение в оборонных системах, включая лазерное наведение ракет, лазерные дальномеры и лазерное целеуказание. Они также используются в системах безопасности, таких как лазерная защита периметра и биометрическая идентификация.

Будущие разработки

Область лазерных технологий продолжает развиваться, ведутся исследования, направленные на создание более эффективных, компактных и мощных лазерных систем. Развитие лазерных технологий может привести к прорыву в таких областях, как квантовые вычисления, сверхбыстрая оптика и передовые методы формирования изображений. Кроме того, ожидается, что лазеры будут играть важную роль в будущих космических исследованиях, включая лазерные двигательные установки для космических аппаратов.

Изобретение лазера изменило многие отрасли промышленности и науки, обеспечив беспрецедентный источник интенсивного когерентного света. От медицинских процедур до связи и производства - лазеры стали важнейшим инструментом инноваций и прогресса. По мере продолжения исследований и разработок лазеры способны произвести дальнейшую революцию в технологиях и способствовать новым открытиям в различных областях.