АстрономияНовости

Крупнейший в мире телескоп с жидким зеркалом скоро будет наблюдать за Вселенной

Расположенный в Индийских Гималаях на высоте почти 2500 метров над уровнем моря, четырехметровый Международный жидкостно-зеркальный телескоп (ILMT) является первым в своем роде телескопом, созданным специально для астрономии. Вскоре эта конструкция начнет свои первые наблюдения.

В большинстве телескопов используются параболические стеклянные зеркала, которые помогают фокусировать свет из глубокого космоса. Однако формирование этих твердых материалов требует больших усилий (формовка стекла и подготовка поверхности для нанесения отражающей алюминиевой пленки, в том числе). Поэтому уже несколько лет исследователи уделяют внимание жидким зеркалам, в которых отражающим телом является жидкость. Эти устройства являются гораздо более экономичными, чем обычные телескопы.

Технология жидкостного зеркального телескопа (ЖЗТ) относительно проста. Для этого необходимы три компонента: чашка, содержащая отражающий жидкий металл, воздушная опора, на которую может опираться зеркало, и система привода.

Расположенный в индийских Гималаях на высоте 2 450 метров, Международный телескоп с жидким зеркалом (ILMT) состоит из тонкого слоя жидкой ртути, плавающего на сжатом воздухе толщиной около десяти микрон. "Для сравнения, толщина человеческого волоса составляет около 70 микрон", — говорит Пол Хиксон, астроном из Университета Британской Колумбии, который помогал в разработке телескопа. Зеркало вращается каждые восемь секунд. В результате этого вращения ртуть приобретает параболическую форму, подобно контактной линзе.

К вашему сведению, сооружение обошлось всего в два миллиона долларов, в то время как оптический телескоп и его стеклянное зеркало диаметром 3,6 метра, построенные на том же месте тем же консорциумом, обошлись в восемнадцать миллионов. Как уже говорилось выше, такой подход позволяет сэкономить много денег.

Вид сверху на ILMT, показывающий зеркало с жидкой ртутью, покрытое тонкой майларовой пленкой.

В отличие от других телескопов, этот телескоп можно зафиксировать только в одном положении. Другими словами, он будет наблюдать только одну полосу неба, продиктованную вращением Земли. Сосредоточенный на одной области, он, тем не менее, будет хорошо подходить для обнаружения скоротечных объектов, таких как сверхновые и астероиды.

"Собранные данные прекрасно подойдут для проведения исследования глубокой фотометрической и астрометрической изменчивости в течение пяти лет в целом", — объясняет Жан Сурдей, директор проекта и астрофизик из Льежского университета в Бельгии.

ILTM, созданный в сотрудничестве между индийскими, бельгийскими, польскими, узбекскими и канадскими институтами, начнет свои первые научные наблюдения в этом году. Он будет работать с октября по июнь каждого года и закрываться в сезон дождей в Индии.