Палеонтология

Кость древнего гигантского ленивца свидетельствует о жестоком нападении

Около тринадцати миллионов лет назад гигантский ленивец подошел слишком близко к водоему, подвергшись нападению огромного каймана. Хищник схватил жертву за ногу, оставив на ее голени около пятидесяти зубных отметин.

В то время как современные ленивцы - маленькие, послушные и особенно медлительные существа, в плейстоцене они были огромными, эволюционировавший вместе с мамонтами и другими огромными существами, которые бродили по нашей планете в то время. Судя по ископаемым записям, некоторые особи даже превышали два метра в высоту. Мы знаем, что наши предки иногда охотились на этих существ, с большим или меньшим успехом, но человек был не единственным хищником в здешних краях.

Нападение гигантского каймана

В 2004 году палеонтолог Франсуа Пухос из Национального исследовательского совета Аргентины наткнулся на левую заднюю большеберцовую кость одного из этих экземпляров на северо-востоке Перу. На окаменелости возрастом 13 миллионов лет он обнаружил не менее 46 следов укусов.

В то время этот регион был покрыт озерами и болотами, где обитали многие виды животных, включая гигантских нелетающих птиц и сумчатых. Однако, они не наши виновники. У первых не было зубов, а если у последних были зубы, то они не совпадали со следами прикуса, выявленными на кости ленивца.

С другой стороны, этот район также часто посещали несколько видов крокодилов. И среди них был гигант: Пуруссавр. Подобно кайманам, эта рептилия могла достигать десяти метров в длину при весе 8,4 тонны. Челюсть одного из этих экземпляров, найденная рядом с костью ленивца, предполагает, что она могла быть виновником этого жестокого нападения.

Рисунки и фотографии, показывающие следы укусов (красным цветом), покрывающие левую большеберцовую кость. Предоставлено: Франсуа Пужо / Родольфо Салас-Жисмонди.

Ленивец не выжил

Судя по размеру меток, хищник, вероятно, был четырехметровым подростком. Большинство следов неглубокие, но некоторые все же проткнули голень животного, что позволяет предположить, что пасть каймана закрылась на его ноге.

По мнению Родольфо Саласа-Гисмонди из Университета Каэтано Эредиа в Лиме (Перу), "нет никаких шансов", что ленивец выжил. Его голень не показывает признаков регенерации костей. К сведению, во взрослом возрасте у этого каймана расчетная сила укуса составляла 6,3 тонны. Для сравнения, у морского крокодила (Crocodylus porosus) сила укуса составляет 1,5 тонны.

Большой зуб Purussaurus найден в формации Пебас, Перу. Предоставлено: Р. Салас-Гисмонди.

Это только вторая зарегистрированная окаменелость, свидетельствующая о нападении Purussaurus. Другой - панцирь водной черепахи Подочнемис, выставленный в Музее естественной истории в Лиме. С другой стороны, в отличие от нашего бедного ленивца, мы знаем, что эта древняя черепаха выжила. На ее панцире наблюдались признаки костной регенерации.