Космонавтика

Космос: десять событий, которыми ознаменовался 2021 год

От первого полета вертолета Ingenuity на другой планете до запуска телескопа Джеймса Уэбба - 2021 год станет выдающимся для любителей космоса. Предлагаем вашему вниманию обзор основных событий последних нескольких месяцев.

Посадка Perseverance

30 июля 2020 года НАСА запустило миссию "Марс-2020". Ее цель: доставить Perseverance на поверхность планеты Марс. 18 февраля этого года, после почти семи месяцев путешествия и более 470 миллионов километров в космосе, марсоход, наконец, успешно приземлился в кратере Езеро.

С тех пор Perseverance уже удалось получить кислород на планете, чего раньше никогда не удавалось сделать. Марсоход также взял три образца горных пород. Они будут доставлены в рамках будущей миссии для анализа на Земле. Они могут содержать остатки микробной жизни.

Ingenuity взлетает и творит историю

НАСА сделало это: отправило на Марс свой маленький вертолет Ingenuity. На 29 апреля инженеры Лаборатории реактивного движения (JPL) запланировали первый в истории успешный полет на другой планете. С тех пор Ingenuity совершил почти 15 дополнительных полетов, каждый раз предпринимая все более сложные попытки.

Этот ошеломляющий успех проложит путь для использования других летательных аппаратов в будущих миссиях. Они могут помочь будущим космонавтам, находя маршруты переходов, недоступные для роверов. Они также могут быть использованы для исследования лавовых туннелей и перевозки небольших грузов.

Китай запускает новую космическую станцию

Международная космическая станция (МКС) больше не является единственной космической лабораторией на орбите. В мае прошлого года Китай запустил основной модуль своей новой космической станции под названием "Тяньгун" ("Небесный дворец"). Несколько недель спустя страна также отправила свою первую пилотируемую капсулу.

После полной сборки новая станция будет меньше МКС (около одной пятой ее массы), но при этом сможет принять до трех астронавтов на срок до шести месяцев. На борту они будут проводить различные научные эксперименты и готовиться к длительным космическим полетам.

Китай высаживается на Марс

14 мая Китай стал второй страной, разместившей марсоход на Красной планете. С тех пор аппарат под названием Чжуронг перемещается по региону Равнина Утопия с целью изучения геологии этой среды, которая, возможно, была берегом океана несколько миллиардов лет назад.

Миссия, которая первоначально должна была продлиться 90 марсианских сол, была официально продлена 15 августа.

Starship совершил успешную посадку

После серии взрывных неудач, 15 мая компания SpaceX наконец-то вошла в историю, успешно посадив свой прототип Starship SN15.

Космический корабль взлетел, поднялся на высоту около 10 километров, а затем начал спуск, восстанавливая вертикальное положение. В итоге он приземлился примерно через шесть минут после запуска. Сейчас SpaceX готовится к следующему этапу своего амбициозного проекта колонизации Солнечной системы — первому орбитальному полету. Это может произойти весной следующего года.

Сэр Ричард Брэнсон (почти) летит в космос

11 июля Ричард Брэнсон и его команда успешно совершили полет в космос на корабле VSS Unity, ознаменовав первый официальный (не испытательный) пилотируемый полет Virgin Galactic.

Во время этого полета суборбитальный самолет VSS Unity был сначала доставлен на большую высоту самолетом-носителем, а затем сброшен с высоты примерно тринадцати километров над уровнем моря. Затем космический корабль запустил двигатель и, наконец, достиг высоты 88 километров. На борту пассажиры воспользовались четырьмя минутами в невесомости, прежде чем спуститься на Землю.

Virgin Galactic планирует регулярные коммерческие операции с 2022 года.

New Shepard отправляет своих первых пассажиров в космос

Ракета-носитель многоразового использования New Shepard компании Blue Origin также совершила свой первый пилотируемый полет 20 июля, доставив основателя компании Джеффа Безоса, его брата Марка, Мэри Уоллис Фанк и Оливера Демена на высоту более 107 км. Все пассажиры наслаждались десятью минутами невесомости в капсуле, в течение которых они могли любоваться видом нашей планеты через гигантские иллюминаторы.

Как и Virgin Galactic, Blue Origin планирует увеличить количество таких полетов в следующем году.

Первый полностью частный полет в космос

15 сентября четыре начинающих астронавта поднялись на борт космического корабля Resilience компании SpaceX в рамках миссии Inspiration4 - первой полностью гражданской миссии компании.

Оказавшись в космосе на высоте более 500 км, члены экипажа Джаред Айзекман, Сиан Проктор, Хейли Арсено и Крис Семброски наслаждались невероятным видом Земли из купола капсулы.

Паркер "касается Солнца"

28 апреля зонд НАСА Solar Parker Probe буквально "коснулся" Солнца. Во время этого беспрецедентного маневра космический аппарат в течение примерно пяти часов проходил под критической поверхностью Альфвена на высоте около 13 миллионов километров над фотосферой, войдя таким образом в намагниченную атмосферу Солнца.

Однако этот рекорд скоро будет побит. Зонд должен приблизиться к поверхности Солнца на расстояние шести миллионов километров в 2025 году.

Телескоп Джеймса Уэбба наконец-то взлетает

Разработанный американским, европейским и канадским космическими агентствами телескоп Джеймса Уэбба, самая сложная и мощная космическая обсерватория из когда-либо созданных, наконец, был запущен в космос 25 декабря. Благодаря своим инфракрасным возможностям телескоп обещает совершить революцию в нашем подходе к изучению Вселенной. Начало научных операций запланировано на середину 2022 года.