Космонавтика

Космический зонд, который недавно пролетел над Венерой, был поражен мощной солнечной вспышкой

Solar Orbiter совершил очередной пролет над Венерой в субботу вечером в 4.26 утра по московскому времени. Незадолго до пролета зонд Европейского космического агентства был поражен остаточной солнечной вспышкой. Solar Orbiter находится на пути к исследованию Солнца с близкого расстояния. Solar Orbiter использует Венеру в качестве гравитационного помощника для вывода себя на орбиту над полюсами нашей звезды... и использует эту возможность для небольшой научной работы.

Solar Orbiter взлетел с Земли в 2020 году. Переход с орбиты Земли на орбиту, расположенную ближе к Солнцу, не занимает много времени. К сведению, наша звезда находится на расстоянии всего 150 миллионов километров (или восемь световых минут). Однако выход на полярную гелиоцентрическую орбиту гораздо сложнее.

Одна из главных миссий Solar Orbiter - узнать больше о ее удивительном магнитном поле. Идеальный способ сделать это — провести измерения также над магнитными полюсами, которые примерно совпадают с географическими полюсами Земли. Сложность лишь в том, чтобы добраться туда.

Поскольку все звезды в нашей Солнечной системе лежат примерно в одной плоскости (плоскость эклиптики), зонду легко перемещаться в той же плоскости. Однако для того, чтобы достичь полярной орбиты вокруг Солнца, наклон орбиты должен постепенно увеличиваться. Чтобы не расходовать слишком много топлива, ЕКА решило делать это постепенно с помощью гравитационной помощи Венеры. Субботний пролет — только третий из восьми!

План полета Solar Orbiter.

Перед третьим пролетом над Венерой Solar Orbiter пересекся с мощным выбросом плазмы в результате большой солнечной вспышки 30 августа. К счастью, зонд оснащен всеми необходимыми для выживания средствами защиты, и ЕКА объявило, что с ним все в порядке. Его научные приборы использовали эту возможность для проведения измерений.

Мощный корональный выброс массы (КВМ), наблюдавшийся 30 августа зондом Soho и его коронографом Lasco C3. Событие произошло на стороне Солнца, противоположной Земле. Венера оказалась на его пути.

Время, чтобы совершить путешествие на гелиоцентрическую полярную орбиту, велико, но оно не потрачено впустую. Solar Orbiter уже совершил один из самых близких облетов Солнца в истории освоения космоса. Следующий пролет в перигелии также запланирован на 13 октября и должен снова побить новый рекорд, пройдя почти 43 миллиона километров от поверхности.

В прошлую субботу Solar Orbiter прошел в пределах 6400 км от Венеры и воспользовался возможностью изучить магнитное поле нашей соседней планеты, в частности, область, где это поле взаимодействует с солнечным ветром. В отличие от нашего собственного магнитного поля, которое создается за счет конвекции металлов в центре нашей планеты, магнитное поле Венеры генерируется в результате взаимодействия солнечного ветра и плотной атмосферы планеты.