Космонавтика

Космический корабль Crew Dragon действительно дешевле, чем Союз для НАСА?

Успешный запуск первой капсулы Crew Dragon, населенной компанией Space X, является конкретным выражением партнерства, начатого несколько лет назад между НАСА и частным космическим сектором. В результате снижаются расходы на полеты американских астронавтов. Но так ли это на самом деле?

30 мая 2020 года, во время запуска капсулы «Экипаж Дракона» с первой командой из двух астронавтов, Соединенные Штаты вновь обрели способность самостоятельно отправлять людей в космос. Таким образом, эта миссия, выполненная частной компанией Space X, положила конец 9-летнему периоду, в течение которого НАСА должно было оплачивать места для своих астронавтов на борту российского корабля «Союз», единственных кораблей, способных достичь международной космической станции ( МКС).

Капсула SpaceX Crew Dragon, приближающаяся к Международной космической станции (МКС).

Помимо стратегического аспекта, это возрождение пилотируемых космических полетов с американской земли имело бы еще одно преимущество: снижение счета для американского космического агентства. Место американского астронавта на борту корабля "Союз" в 2020 году будет стоить более 86 миллионов долларов, в то время как стоимость одного места в капсуле "Экипажа Дракона" не будет превышать 55 миллионов долларов. Эти цифры, появившиеся в средствах массовой информации во время запуска Crew Dragon, заверены Управлением Генерального инспектора (IOG) НАСА, которое в ноябре 2019 года опубликовало результаты аудита транспортных систем экипажи на МКС.

Полеты "Союз": цены постоянно растут

Таким образом, ситуация выглядит однозначной : Crew Dragon позволяет НАСА существенно сэкономить. Однако интересно рассмотреть контекст и то, как он развивался в течение последних нескольких лет. Во-первых, что касается Союза. То, что называется ценой места, очевидно, включает в себя не только место на борту для обратного путешествия, но и тренировки и обучение астронавта (около 18 месяцев) в российских космических центрах, а также операции, необходимые для его выздоровления по возвращении на Землю. В 2006 году российское космическое агентство Роскосмос взимало с НАСА 21,3 миллиона долларов с каждого пассажира за этот пакет. Но с годами этот тариф увеличился: он достиг 60 млн долларов в 2013 году, затем 80 млн долларов в 2017 году и продолжит расти до 86 млн долларов в 2020 году.

На 70 американцев, вывезенных Союз в космос с 2006 года, НАСА потратило 3,9 миллиарда долларов. С учетом постепенного повышения тарифов американское агентство рассчитывает среднюю цену кресла на борту российского корабля порядка $ 55,4 млн. Если учесть только последние 12 контрактов, то расходы составляют миллиард долларов при средней цене билета в 79,7 млн.

Корабль "Союз" сфотографирован с Международной космической станции. Российский корабль, спроектированный в 1960-х годах, остался единственным средством доступа к МКС после остановки американских шаттлов.

Наконец, не будем забывать, что НАСА не вложило ни единого доллара в разработку ракеты-носителя и корабля, которые были спроектированы СССР в 1960-е годы, а затем были усовершенствованы Россией на протяжении десятилетий.

А как насчет капсулы Space X "Экипаж Дракона"? Стоимость места на борту для астронавта была четко обозначена самим НАСА: 55 миллионов долларов. Так что даже если эта цена очень эквивалентна цене "Союза" за последние 14 лет, в связи с ростом российских цен, она амортизируется, а значит, выгодна NASA, с первого рейса.

Тем не менее можно ли игнорировать стоимость разработки Crew Dragon? Действительно, эти расходы взяла на себя не компания Space X, которая взимает плату за места на борту, а НАСА. С 2010 года американское государственное космическое агентство выделило 8,5 млрд. долларов американскому частному сектору на разработку системы транспортировки астронавтов на МКС. В период с 2010 по 2014 год НАСА первоначально выделило всем конкурентам чуть более 1,5 миллиарда долларов.

За эти годы несколько частных компаний не были выбраны или выбыли. А в 2014 году в гонке остались только "Boeing" (с его капсулой CST-100 Starliner) и " Space X" (с Crew Dragon). Затем эти две компании получили более 6,8 миллиардов долларов для продолжения развития и выполнения 12 полетов (по шесть): 4,3 миллиарда для "Boeing" и 2,5 миллиарда для "Space X". По оценкам IOG, с 2010 года только в рамках Программы подготовки коммерческих экипажей (Commercial Crew Program, или CCP) Space X получил от НАСА 3,15 миллиарда долларов (а Boeing - 4,95 миллиарда долларов).

Реальная стоимость: сложный расчет

Баланс? Если включить контракт на разработку и транспортировку, подписанный в 2014 году со Space X, то реальная стоимость каждого астронавта на борту (из расчета 4 пассажира на миссию Crew Dragon) составит около 186 миллионов долларов. Это все еще значительно дороже, чем "Союз". Не говоря уже о том, что амортизация займет время. Возможно, больше, чем оставшийся срок службы МКС…

Сравнение между внутренним экипажем Дракона (слева) и "Союз" (справа), двумя космическими кораблями, спроектированными с 50-летним разрывом.

Этот небольшой расчет в любом случае указывает на то, насколько трудно оценить реальную стоимость космических полетов для НАСА. Действительно, можно ли разумно игнорировать расходы, необходимые для разработки космического корабля? Они значительные. В случае с "Союзом", спроектированным в 1967 году, они тонут в гонке на Луну, которая началась во время холодной войны. В любом случае они не проявляются в выставлении Роскосмосом счетов в НАСА.

Разработка Экипажа Драконов была зашифрована. Но не ракета-носитель Falcon 9, которая уже была спроектирована Space X в начале 2000-х годов и получила технологическую поддержку НАСА. Наконец, есть стоимость инфраструктуры. Несмотря на то, что Space X отремонтировала стартовую площадку 39А в Космическом центре имени Кеннеди, самые тяжелые работы были также выполнены во время Холодной войны американским космическим агентством.

Читайте все последние новости космонавтики на New-Science.ru
Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button