Космонавтика

Космический корабль Crew Dragon действительно дешевле, чем Союз для НАСА?

ФОТОМОНТАЖ: СЛЕВА КАПСУЛА «CREW DRAGON», СПРАВА КОРАБЛЬ «СОЮЗ»

Успешный запуск первой капсулы Crew Dragon, населенной компанией Space X, является конкретным выражением партнерства, начатого несколько лет назад между НАСА и частным космическим сектором. В результате снижаются расходы на полеты американских астронавтов. Но так ли это на самом деле?

30 мая 2020 года, во время запуска капсулы «Экипаж Дракона» с первой командой из двух астронавтов, Соединенные Штаты вновь обрели способность самостоятельно отправлять людей в космос. Таким образом, эта миссия, выполненная частной компанией Space X, положила конец 9-летнему периоду, в течение которого НАСА должно было оплачивать места для своих астронавтов на борту российского корабля «Союз», единственных кораблей, способных достичь международной космической станции ( МКС).

Капсула SpaceX Crew Dragon, приближающаяся к Международной космической станции (МКС).

Помимо стратегического аспекта, это возрождение пилотируемых космических полетов с американской земли имело бы еще одно преимущество: снижение счета для американского космического агентства. Место американского астронавта на борту корабля "Союз" в 2020 году будет стоить более 86 миллионов долларов, в то время как стоимость одного места в капсуле "Экипажа Дракона" не будет превышать 55 миллионов долларов. Эти цифры, появившиеся в средствах массовой информации во время запуска Crew Dragon, заверены Управлением Генерального инспектора (IOG) НАСА, которое в ноябре 2019 года опубликовало результаты аудита транспортных систем экипажи на МКС.

Полеты "Союз": цены постоянно растут

Таким образом, ситуация выглядит однозначной : Crew Dragon позволяет НАСА существенно сэкономить. Однако интересно рассмотреть контекст и то, как он развивался в течение последних нескольких лет. Во-первых, что касается Союза. То, что называется ценой места, очевидно, включает в себя не только место на борту для обратного путешествия, но и тренировки и обучение астронавта (около 18 месяцев) в российских космических центрах, а также операции, необходимые для его выздоровления по возвращении на Землю. В 2006 году российское космическое агентство Роскосмос взимало с НАСА 21,3 миллиона долларов с каждого пассажира за этот пакет. Но с годами этот тариф увеличился: он достиг 60 млн долларов в 2013 году, затем 80 млн долларов в 2017 году и продолжит расти до 86 млн долларов в 2020 году.

На 70 американцев, вывезенных Союз в космос с 2006 года, НАСА потратило 3,9 миллиарда долларов. С учетом постепенного повышения тарифов американское агентство рассчитывает среднюю цену кресла на борту российского корабля порядка $ 55,4 млн. Если учесть только последние 12 контрактов, то расходы составляют миллиард долларов при средней цене билета в 79,7 млн.

Корабль "Союз" сфотографирован с Международной космической станции. Российский корабль, спроектированный в 1960-х годах, остался единственным средством доступа к МКС после остановки американских шаттлов.

Наконец, не будем забывать, что НАСА не вложило ни единого доллара в разработку ракеты-носителя и корабля, которые были спроектированы СССР в 1960-е годы, а затем были усовершенствованы Россией на протяжении десятилетий.

А как насчет капсулы Space X "Экипаж Дракона"? Стоимость места на борту для астронавта была четко обозначена самим НАСА: 55 миллионов долларов. Так что даже если эта цена очень эквивалентна цене "Союза" за последние 14 лет, в связи с ростом российских цен, она амортизируется, а значит, выгодна NASA, с первого рейса.

Тем не менее можно ли игнорировать стоимость разработки Crew Dragon? Действительно, эти расходы взяла на себя не компания Space X, которая взимает плату за места на борту, а НАСА. С 2010 года американское государственное космическое агентство выделило 8,5 млрд. долларов американскому частному сектору на разработку системы транспортировки астронавтов на МКС. В период с 2010 по 2014 год НАСА первоначально выделило всем конкурентам чуть более 1,5 миллиарда долларов.

За эти годы несколько частных компаний не были выбраны или выбыли. А в 2014 году в гонке остались только "Boeing" (с его капсулой CST-100 Starliner) и " Space X" (с Crew Dragon). Затем эти две компании получили более 6,8 миллиардов долларов для продолжения развития и выполнения 12 полетов (по шесть): 4,3 миллиарда для "Boeing" и 2,5 миллиарда для "Space X". По оценкам IOG, с 2010 года только в рамках Программы подготовки коммерческих экипажей (Commercial Crew Program, или CCP) Space X получил от НАСА 3,15 миллиарда долларов (а Boeing - 4,95 миллиарда долларов).

Реальная стоимость: сложный расчет

Баланс? Если включить контракт на разработку и транспортировку, подписанный в 2014 году со Space X, то реальная стоимость каждого астронавта на борту (из расчета 4 пассажира на миссию Crew Dragon) составит около 186 миллионов долларов. Это все еще значительно дороже, чем "Союз". Не говоря уже о том, что амортизация займет время. Возможно, больше, чем оставшийся срок службы МКС…

Сравнение между внутренним экипажем Дракона (слева) и "Союз" (справа), двумя космическими кораблями, спроектированными с 50-летним разрывом.

Этот небольшой расчет в любом случае указывает на то, насколько трудно оценить реальную стоимость космических полетов для НАСА. Действительно, можно ли разумно игнорировать расходы, необходимые для разработки космического корабля? Они значительные. В случае с "Союзом", спроектированным в 1967 году, они тонут в гонке на Луну, которая началась во время холодной войны. В любом случае они не проявляются в выставлении Роскосмосом счетов в НАСА.

Разработка Экипажа Драконов была зашифрована. Но не ракета-носитель Falcon 9, которая уже была спроектирована Space X в начале 2000-х годов и получила технологическую поддержку НАСА. Наконец, есть стоимость инфраструктуры. Несмотря на то, что Space X отремонтировала стартовую площадку 39А в Космическом центре имени Кеннеди, самые тяжелые работы были также выполнены во время Холодной войны американским космическим агентством.