КосмонавтикаНовости

Космический аппарат "Чанъэ-5" обнаружил следы воды на Луне

7 января в журнале Science Advances китайские исследователи из Национального фонда естественных наук Китая опубликовали новый анализ данных, собранных миссией космического аппарата "Чанъэ-5". Это исследование показывает, что реголит, изученный в окрестностях ландера, содержит следы молекул воды. Помимо реголита, предполагается, что вода также была обнаружена в горной породе. Обнаруженное количество очень мало: 120 частей на миллион в реголите и 180 частей на миллион в породе. Однако это первый случай, когда вода была обнаружена на Луне непосредственно с помощью приборов на лунной поверхности.

Космический аппарат "Чанъэ-5" совершил посадку 1 декабря 2020 года и вернул на Землю 1 731 кг реголита и лунных пород. Это была первая миссия по извлечению лунных образцов с 1976 года, когда Россия завершила миссию "Луна-24". Однако посадочный аппарат миссии остался на Луне, и Китай установил на его борту два различных научных прибора и панорамную камеру. Первый называется Lunar Penetrating Radar и использовался для изучения недр спутника. Второй, с помощью которого было сделано это открытие, — спектрометр под названием Lunar Mineralogical Spectrometer (LMS). LMS работает со спектральным диапазоном от 0,48 мкм до 3,2 мкм.

Изображение, объединяющее области, изучаемые китайскими исследователями. Слева вверху — обзор. Справа вверху — скала.

Китайское исследование показало, что следы воды в диапазоне от 30 ppm (частей на миллион) до 120 ppm присутствовали на всей проанализированной поверхности. Пики были достигнуты в двух местах, называемых D11 и D12. Это количество воды, несколько превышающее норму, может иметь несколько причин. Наиболее, вероятно, что она возникла в результате взаимодействия излучения солнечного ветра с самим реголитом, но возможен и вариант, что это молекулы из выхлопных газов лендера. Наименее вероятным для китайских исследователей является то, что она пришла из-под земли на Луне.

Что касается породы, проанализированной аппаратом, которая называется CE5-Rock, то количество обнаруженной воды составляет 70 промилле, что соответствует показателям окружающей местности. Однако поскольку скала не покрыта реголитом, китайское исследование предполагает, что скала CE5-Rock могла содержать больше воды, до 180 промилле, которая затем была удалена солнечной радиацией. Что касается происхождения этих молекул, то, в отличие от реголита, предполагается, что вода могла поступить из лунных недр. Однако камень также предполагает геологическое происхождение в другой области, чем та, где он находился, возможно, перенесенный туда в результате удара астероида, который сам мог быть источником этих молекул воды.

Сколько воды на Луне?

Количество воды, обнаруженное аппаратом Чанъэ-5, конечно же, не является большим. В конце 2020 года с помощью телескопа SOFIA НАСА подтвердило наличие воды в лунном реголите, обнаружив от 100 до 412 промилле H2O. Эти значения сопоставимы с данными китайского исследования. Место посадки "Чанъэ-5" - один из самых молодых участков Луны, возраст которого оценивается в 2 миллиарда лет. Если вода в реголите образуется за счет солнечной радиации, то вполне правдоподобно, что в более старых областях ее немного больше. Однако даже 412 промилле — это в 100 раз меньше, чем воды, содержащейся в песке пустыни Сахара, что все еще оставляет большие сомнения в возможности ее использования.

Однако китайское исследование — это первое реальное обнаружение воды на Луне, проведенное непосредственно на лунной поверхности. Ранее следы воды также были обнаружены в образцах горных пород, собранных миссиями "Аполлон".

Полный текст статьи можно прочитать здесь: Обнаружение воды на Луне посадочным аппаратом "Чанъэ-5".