Природа

Корни вина: как астероид, убивший динозавров, способствовал появлению винограда

В недрах Колумбийских Анд исследователи недавно сделали удивительное открытие: окаменелые семена винограда, возраст которых составляет от 60 до 19 миллионов лет. Эта исключительная находка, включая самый древний виноград, когда-либо обнаруженный в западном полушарии, открывает окно в историю эволюции растения, которое производит этот знаковый фрукт.

Исследование окаменелостей Неотропиков

Неотропики, обширный тропический регион, охватывающий Центральную и Южную Америку и Карибский бассейн, давно привлекает внимание ученых своим исключительным растительным биоразнообразием. Это растительное разнообразие, богатое тысячами эндемичных видов, остается окутанным тайной относительно эволюционных процессов, которые формировали его с течением времени.

Одна из главных причин этого — отсутствие подробных, хорошо сохранившихся ископаемых данных. Ископаемые, которые имеют решающее значение для реконструкции эволюционной истории растений в Неотропиках, зачастую скудны и отрывочны.

Тропические климатические условия, хотя и благоприятствуют сохранению в некоторых случаях, могут также оказаться негостеприимными для окаменения, что ограничивает доступность ископаемых образцов, поэтому интерес к этому новому палеоботаническому открытию, касающемуся семейства виноградных.

Новая перспектива

Семейство Виноградовые, которое часто ассоциируется с умеренными регионами северного полушария, было впервые идентифицировано как семейство в Неотропиках благодаря обнаружению новых видов окаменевших семян. Это открытие знаменует собой важную веху, предоставляя первое вещественное доказательство существования Виноградовые в тропическом климате. Оно также открывает новые перспективы для изучения истории их эволюции в этом тропическом регионе.

Окаменевшая виноградная косточка возрастом около 60 миллионов лет.

Однако самые древние окаменелые семена виноградной семьи датируются 66 миллионами лет. Они были обнаружены в Индии и приблизительно совпадают по времени с ударом Чиксулуб, катаклизмом, который ознаменовал конец существования нелетающих динозавров и перевернул мировые экосистемы. Возраст обнаруженных семян составляет от 60 до 19 миллионов лет, что означает, что виноград начал распространяться по всему миру после этого события.

"Мы всегда думаем о животных и динозаврах, потому что именно они пострадали больше всего, но вымирание оказало огромное влияние и на растения", — говорит Фабиани Эррера, ведущий автор исследования и помощник куратора палеоботаники в Музее Филда в Чикаго.

Исследователи считают, что распространению Виноградовых могло способствовать исчезновение крупных животных, таких как некоторые динозавры, которые из-за своих огромных размеров стремились проредить леса. Их исчезновение позволило бы лесам стать более густыми, что способствовало бы перемещению вьющихся растений.

Подробности исследования опубликованы в журнале Nature Plants.