Антропология

Коренные американские наскальные живописцы жевали галлюциногенные цветы

Идея о том, что авторы наскальных рисунков, поразительно похожих в некоторых из самых разных областей мира, часто использовали психоактивные соединения, подталкивающие мозг к определенным схемам рисования, довольно распространена, но окончательных доказательств так и не было найдено. Новое исследование, проведенное учеными, которые проанализировали стены Pinwheel Cave, пещеры в Южной Калифорнии, в 80 километрах от Андерса в Санта-Барбаре, поддерживает эту идею.

Эта пещера 500 лет назад и более использовалась коренными американцами для создания картин на стенах, а сама пещера получила свое название от самого известного рисунка - своего рода красной вертушки на потолке. По мнению некоторых исследователей, на этом рисунке изображен, в частности, психоактивный цветок из рода растений дурман. Цветок этого растения, по сути, содержит алкалоиды, в том числе скополамин и атропин, которые считаются энтеогенными, то есть психоактивными веществами с психоделическим или галлюциногенным действием.

Очевидно, что те, кто выполнял эти рисунки, использовали их во время духовных ритуалов, и, вероятно, это был обычай и для народа Чумаш из Южной Калифорнии, как объясняет Джим Адамс, фармаколог из Университета Южной Калифорнии и специалист по священным обрядам Чумаша.

Распускающийся цветок дурмана Райта (Datura wrightii).

В новом исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences, исследователи сообщают о результатах анализа некоторых пережеванных остатков растительных материалов, найденных в пещере. Это маленькое месиво, заталкивали в расщелины пещер. Теперь исследователи с помощью новых химических инструментов и электронной микроскопии смогли извлечь ДНК из этих кусков и идентифицировать присутствие останков дурмана, что подтверждает, что художники пещер использовали это психоделическое вещество.

Кроме того, исследователи обнаружили остатки наконечников стрел, орудий для еды и остатков пищи, что противоречит нашему представлению об одиноком шамане, который, приняв галлюциногенные вещества, изолируется в пещере и начинает рисовать на стенах.

"Картина… изображает растение, вызывающее галлюциногенные переживания, а не видение, вызванное растением", - говорит Дэвид Робинсон, археолог из Университета Центрального Ланкашира, один из авторов исследования. По словам ученого, на этих рисунках туземцы не поклонялись богам и другим ситуациям, а поклонялись самому растению.