Планетология

Колоссальный астероид, вызвавший мегацунами на Марсе

Недавно обнаруженный ударный кратер на Марсе, вероятно, был оставлен огромным астероидом, который врезался в Красную планету около 3,4 миллиарда лет назад и, возможно, вызвал мегацунами высотой 250 метров. Подробности исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

В 1971 году американский зонд "Маринер-9" обнаружил первые внеземные ландшафты вероятного речного происхождения, включая паводковые каналы огромных размеров. Это открытие, предполагавшее возможность существования жизни, побудило НАСА выбрать один из этих каналов, в районе Равнина Хриса, в качестве места посадки Викинга-1 в 1976 году. Сейчас этот аппарат известен как первый космический аппарат, успешно работающий на марсианской поверхности.

Викинг высадился недалеко от конечной точки этого огромного канала, названного Maja Valles. Там его камеры зафиксировали поверхность, усыпанную камнями, форма которых позволяла предположить, что они были принесены с другого места. Однако их происхождение было неясным. На самом деле они, скорее всего, были выброшены огромным астероидом.

Когда-то Марс был покрыт неглубокими океанами. Из предыдущих исследований мы знаем, что один из этих океанов, который когда-то покрывал северную низменность Марса (Великая Северная равнина), пострадал по крайней мере от двух мегацунами 3,4 и 3,5 миллиарда лет назад в результате столкновения нескольких астероидов. Но где эти камни приземлились?

Алексис Родригес и его команда из Института планетарных наук в Аризоне объединили данные с нескольких марсианских орбитальных аппаратов, чтобы попытаться выяснить это.

В результате проведенного анализа ученые определили, что новый ударный кратер, названный Pohl, является очень правдоподобным кандидатом на первый из мегацунами. Ширина Pohl составляет около 110 километров, и он лежит примерно на 120 метров ниже предполагаемого уровня моря в то время.

Исходя из размеров Pohl, исследователи предполагают, что астероид, вызвавший кратер, был от трех до девяти километров в диаметре. В момент удара он мог высвободить до 13 миллионов мегатонн энергии тротила. Для сравнения, царская бомба, самая мощная из когда-либо зарегистрированных на Земле, выпустила бы около пятидесяти мегатонн тротила.

Команда также использовала компьютерное моделирование для воссоздания массивной волны, которая могла возникнуть в результате колоссального удара. По их мнению, высота этого объекта могла достигать 250 метров, а расстояние от кратера составляло около 1 500 километров.

Эта колоссальная ударная структура имеет сходство с ударным кратером Чиксулуб, который был выбит астероидом, вызвавшим вымирание динозавров около 66 миллионов лет назад. Этот кратер, расположенный на мексиканском полуострове Юкатан, намного больше, чем Pohl, однако его протяженность составляет около 180 км. Также считается, что он был создан более крупным астероидом диаметром около десяти-двенадцати километров.

Таким образом, странные камни на первых изображениях поверхности Марса, полученных с "Викинга-1", вероятно, были перенесены сюда этим мегацунами, в то время как каналы, возможно, были вырыты водой, отступающей впоследствии, чтобы вернуться в свой океан.