Астрономия

Кольца, штормы и спутники Урана, сфотографированные аппаратом "Джеймс Уэбб"

В начале этого года космический телескоп имени Джеймса Уэбба сфотографировал Уран в инфракрасном диапазоне, показав нам красоту его колец и эволюцию облаков в верхних слоях атмосферы. Недавно он снова наблюдал и увековечил шестую планету Солнечной системы — ледяной, но гораздо более динамичный мир, чем на снимках, сделанных в видимом диапазоне, на которых был изображен спокойный, твердый голубой шар.

На новом снимке NIRCam, сделанном в ближнем инфракрасном диапазоне, отчетливо видна сезонная полярная шапка Урана и атмосферные особенности, включая некоторые штормы. Также хорошо видны внутренние и внешние кольца Урана, включая кольцо Дзета, самое тусклое и рассеянное, расположенное ближе всего к планете.

"Уэбб" также сфотографировал многие из 27 известных спутников Урана, включая несколько небольших спутников внутри колец.

Атмосферные изменения: полярная шапка и штормы

Поскольку Уран вращается по боковой орбите с наклоном около 98 градусов, на нем наблюдаются самые экстремальные сезоны в Солнечной системе. Почти четверть каждого уранического года Солнце светит на одном полюсе, погружая другую половину планеты в темную 21-летнюю зиму.

Полярная шапка становится заметной, когда полюс планеты направляется к Солнцу, приближаясь к солнцестоянию и получая больше солнечного света. Следующего солнцестояния Уран достигнет в 2028 году.

Таким образом, сезонная северная полярная шапка, состоящая из ярко-белой внутренней части и темной области в сторону более низких широт, выделяется на фоне остального изображения Уэбба.

Широкоугольный вид Урана, снятый камерой NIRCam космическим аппаратом "Джеймс Уэбб".

Несколько ярких штормов видны вблизи и под южным краем ледяной шапки, проявляясь в виде четких черт. Их количество, частота и расположение в атмосфере Урана могут быть обусловлены сочетанием сезонных и метеорологических эффектов. Уэбб помогает и будет помогать ученым понимать их все лучше и лучше.

Почему важно изучать Уран в инфракрасном диапазоне

Благодаря очень высокому разрешению и чувствительному инфракрасному взгляду "Уэбба" у ученых появилась возможность наблюдать Уран и его уникальные особенности с беспрецедентной четкостью. Инфракрасное излучение позволяет получить новую информацию о климатических изменениях планеты и динамичности ее атмосферы, что улучшит модели Урана.

Кроме того, некоторые атмосферные особенности или газовые слои могут быть более очевидны в инфракрасном диапазоне, чем в видимом свете. Это позволяет выявить детали или явления, которые иначе были бы скрыты при оптических наблюдениях, а также проникнуть сквозь верхние слои облаков для изучения их внутренней структуры. Эти детали, особенно в близлежащем кольце Дзета, будут неоценимы при планировании будущих полетов к Урану.

Уран также может послужить косвенным объектом для изучения множества далеких экзопланет схожего размера, которые были открыты в последние десятилетия. Он поможет астрономам понять, как устроены планеты такого размера, какова их метеорология, как они сформировались. А это, в свою очередь, поможет нам лучше охарактеризовать наш собственный дом — Солнечную систему.