ИсторияКосмонавтика

Когда космонавты еще летали в космос с оружием

Не так давно советские космонавты присоединялись к различным космическим станциям, вооруженным трехствольным пистолетом. Цель? Чтобы быть в состоянии защитить себя в случае нападения. Не в космосе, а в случае неудачной посадки.

В 1960-х годах потенциальная милитаризация космоса привела к тому, что несколько стран разработали и подписали Договор ООН по космосу (1967 год). Этот документ позволил заложить правовую основу для исследования космического пространства, включая запрет на размещение ядерных ракет и оружия массового уничтожения (ОМУ) на околоземной орбите. Однако это не помешало некоторым космонавтам брать с собой пистолеты в космос.

Во времена Юрия Гагарина космонавты летали в космос, вооруженные пистолетом Макарова (ПМ), как и советская милиция. Оружие должно было служить на случай непредвиденной посадки, для защиты “от диких животных и криминальных элементов”. Но было ли этого достаточно? Опыт Алексея Леонова и Павла Беляева, проведенный в 1965 году, подсказывал, что нет.

Они оба были выбраны для участия в проекте "Восход-2", цель которого заключалась в том, чтобы совершить первый в истории выход в открытый космос. И, кстати, дать вторую "пощечину" США после первой, нанесенной Гагариным. Знаменитый день состоится 18 марта 1965 года. Но не все прошло так, как планировалось.

После выполнения задачи космонавты приземлились в 386 километрах от запланированной площадки, посреди сибирского леса.

Особенности местности не позволили спасателям быстро добраться до двух мужчин, которым затем пришлось провести две ночи на месте, под угрозой медведей, только что вышедших из спячки. Перед лицом таких хищников пистолет Макарова был лишь скудным оплотом. "Единственное, что мы могли сделать с этим оружием, это выстрелить себе в голову", - объяснил однажды Леонов.

Трехствольное оружие

После возвращения он предложил создать специальное оружие, которое позволит реально выжить в случае экстренной посадки. Главный производитель Тульского оружейного завода "Тульский оружейный завод" Владимир Парамонов разработал ТП-82. Этот пистолет предлагал не один, а три ствола. Одна - для пуль 5,45 мм, вторая - для дробовых патронов 32 мм, и последняя - для сигнальных патронов.

Кроме того, его складной приклад, который мог служить лопатой, также содержал мачете.

ТП-82 затем использовался бы во всех российских космических полетах с 1982 по 2006 год, находясь в переносном аварийно-спасательном комплекте капсул "Союз". В то время астронавты НАСА также учились обращаться с оружием в запланированных тренировочных лагерях в Черном море. Астронавт Дэйв Вольф, проведший четыре месяца на борту российской космической станции Мир в 1997-98 годах, вспоминает о пистолете, "хорошо сбалансирован, очень аккуратен и практичен в использовании".

ТП-82

Всего было собрано и выпущено от 30 до 100 экземпляров ТП-82 по информации из разных источников. Прекратился выпуск в конце 80-х, официально в связи с достаточным количеством единиц, находящихся в использовании, однако скорее всего причиной стало отсутствие финансирования проекта. Сейчас в качестве музейных экспонатов этот занимательный пистолет можно увидеть в мемориальном музее космонавтики в Москве, артиллерийском музее Санкт-Петербурга и государственном музее Тулы.