Здоровье и медицина

Клетки отредактированные CRISPR, блокируют ВИЧ в течение года без побочных эффектов

Клетки крови, измененные для блокирования ВИЧ, благополучно задерживались в течение более полутора лет после того, как их пересадили добровольцу, что вселяло надежду на более доступное излечение.

Хотя это не первый случай, когда ВИЧ-резистентные клетки крови используются для борьбы с инфекцией, на этот раз исследователи использовали CRISPR по-новому. Их успех может открыть эту терапию как безопасное и эффективное лечение для еще большего числа людей.

Воодушевленные результатами более раннего исследования на мышах, китайские исследователи генетически модифицировали гематопоэтические стволовые и прогениторные клетки, предоставленные донором, и пересадили их 27-летнему мужчине, у которого было два диагноза - острая форма лейкемии и ВИЧ-положительный.

В этом случае наличие рака крови наряду с ВИЧ было важной частью пригодности пациента для этого исследования, поскольку это позволило команде использовать процедуру трансплантации клеток в качестве лечения, за исключением добавления CRISPR.

Спустя более 19 месяцев после того, как измененные клетки были пересажены в тело пациента, исследовательская группа пришла к выводу, что новая трансплантация не только закрепилась, но и не привела к каким-либо побочным эффектам, которые могут быть связаны с процессом редактирования.

Спустя месяцы после получения ВИЧ-резистентной донорской ткани пациент прекратил курс лечения антивирусными препаратами, чтобы исследователи могли проверить, влияет ли доля устойчивых клеток крови на способность патогена к репликации.

К сожалению, в данном случае этому не суждено было сбыться. Вирусная нагрузка мужчины снова начала расти, заставляя его вернуться к своему обычному ассортименту антиретровирусных препаратов.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что устойчивые к ВИЧ клетки заменили немногим более 5 процентов лимфоцитов пациента, что объясняет низкую эффективность лечения.

Но даже если добровольцу все еще требуется постоянное антиретровирусное лечение, чтобы справиться со своей инфекцией, тот факт, что генетически измененные донорские клетки так долго оставались без проблем, считается исследовательской командой как значительный выигрыш.

В этом методе использовалась ультрасовременная технология, известная как CRISPR-Cas9, для разрушения гена позади рецептора в мембране белых клеток, называемого CCR5, эффективно изменяя блокировки, используемые ВИЧ для проникновения и разрушения иммунных клеток.

Мутированная версия этого рецептора уже возникает естественным образом, предлагая подходящий уровень резистентности у тех, кому посчастливилось иметь по крайней мере одну копию вариантного гена.

С момента открытия этой искаженной формы рецептора CCR5 он стал предметом интенсивных исследований будущих поколений методов лечения ВИЧ.

Первоначально исследователи сосредоточились на пересадке стволовых клеток от доноров с мутантной формой гена, демонстрируя замечательный уровень успеха, который некоторые приравнивали к реальному излечению.

Тем не менее успехи в редактировании ДНК побудили ряд исследователей выйти за рамки естественных мутантов и искусственно создавать устойчивые к ВИЧ версии, выбивая фрагменты генетической последовательности CCR5.

В своей наиболее противоречивой форме китайский исследователь в 2018 году заявил, что он отредактировал ген CCR5 в эмбриональных клетках девочек-близнецов. С тех пор печально известное исследование выявило риски для здоровья и этические проблемы, связанные с технологией редактирования генов, особенно на таком фундаментальном уровне.

Применительно к донорским тканям все еще остается опасение, что CRISPR может непреднамеренно вызвать значительные повреждения, которые превращают невинные клетки в нечто менее доброкачественное.

Мягко говоря, это последнее исследование было нацелено просто на то, чтобы показать, может ли перенос стволовых клеток, отредактированных CRISPR, быть безопасным и эффективным. Нам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем мы увидим, что этот вид терапии используется условно, если вообще используется.

Исследователи должны не только найти более надежные способы изменения гена CCR5, но и найти более эффективные методы трансплантации ткани, чтобы повысить вероятность того, что она внесет значительное количество лейкоцитов.

Недавние исследования показывают, что наличие двух сломанных копий гена CCR5 может быть не так хорошо для продолжительности жизни, даже если это поможет вам избежать заражения ВИЧ.

Понимание того, почему это так, было бы важным шагом в демонстрации того, что этот вид лечения в конечном счете безопасен. Но факт остается фактом: десятки миллионов людей по всему миру являются носителями этого вируса.

Чтобы положить конец пандемии, нам понадобятся эффективные методы лечения, которые могут подойти не только горстке счастливчиков, но и всем им.

Это исследование было опубликовано в Медицинском журнале Новой Англии.