Космонавтика

Кладбище космических кораблей в самом одиноком месте на Земле

В глубинах южной части Тихого океана, вдали от любых судоходных путей и обитаемых островов, покоится кладбище титанов космической эры. Это история о последнем пристанище для более чем 263 космических аппаратов, завершивших свою службу человечеству.

Представьте себе самое одинокое место на планете. Место в океане, где ближайший клочок суши находится более чем в 2600 км. Это место существует, и оно называется «точка Немо» — океанический полюс недоступности. Здесь же расположено и Кладбище космических кораблей Земли.

Этот регион был выбран не случайно. Когда большой космический аппарат, такой как орбитальная станция или грузовой корабль, достигает конца своего срока службы, его нельзя просто оставить дрейфовать в космосе, так как риск того, что он превратится в опасный космический мусор, слишком велик. Нельзя также позволить ему бесконтрольно разрушиться в атмосфере Земли, поскольку более тяжелые фрагменты могут упасть над населенными пунктами.

Решение — это контролируемый спуск. Таким образом, самые крупные космические аппараты — слишком массивные, чтобы полностью сгореть при повторном входе в атмосферу Земли, — направляются для затопления на Кладбище космических кораблей. Эта процедура гарантирует, что любые обломки, пережившие огненное прохождение через атмосферу, приземлятся в месте, где опасность для человеческой жизни практически равна нулю.

Обитатели Бездны

Список «обитателей» этого водного кладбища — это настоящий справочник знаменитостей истории космических исследований. Среди более чем 260 объектов, покоящихся в этом районе с 1971 года, есть настоящие легенды.

Советские и российские орбитальные станции составляют значительную часть этого подводного наследия. Выведенная из эксплуатации станция «Мир» и шесть станций серии «Салют» находятся среди тех, что были затоплены здесь. Более того, Россия является самым крупным «вкладчиком» на этом кладбище: на её счету почти 200 обломков космических аппаратов в этом регионе.

Здесь же покоятся и грузовые корабли, которые когда-то снабжали Международную космическую станцию (МКС). Среди них — надежные российские грузовики «Прогресс», японский транспортный корабль H-II Transfer Vehicle и автоматический грузовой корабль Европейского космического агентства Automated Transfer Vehicle.

Самый известный будущий «обитатель» еще не прибыл. Международная космическая станция (МКС) должна завершить свой век на Кладбище космических кораблей после «выхода на пенсию» в не слишком отдаленном будущем. Крупнейшее сооружение, когда-либо построенное на орбите, совершит свое последнее путешествие под управлением наземных контролеров, чтобы присоединиться к своим предшественникам в глубинах южной части Тихого океана.

Однако не все спуски проходят по плану. Кладбище космических кораблей олицетворяет идеал контролируемого возвращения, но история китайской космической станции «Тяньгун-1» служит напоминанием о рисках.

Точка Немо

Вывод из эксплуатации «Тяньгун-1» планировался как управляемый спуск в точку Немо, но он завершился неудачей. На этапе продлённой миссии произошла потеря питания, что привело к утрате контроля над станцией и её неконтролируемому падению за пределами кладбища космических кораблей. К счастью, станция рухнула в океан, но вне предназначенной для этого зоны — это наглядно демонстрирует, что даже при самых лучших планах космос может преподнести последние сюрпризы.

Правовой вакуум в открытом море

Почему именно это место? Помимо его географической удаленности, его правовой статус не менее уникален. Поскольку необитаемый район южной части Тихого океана находится за пределами юрисдикции любой страны, очень мало законов ограничивают деятельность государств в этой области.

Это не территория какого-либо государства — это правовая пустошь в открытом море, хотя международные договоры и пытаются урегулировать вопрос ответственности. Два из них имеют особое значение.

Во-первых, это Договор о космосе Организации Объединенных Наций. В нем говорится, что каждое государство несет ответственность за ущерб, причиненный его зарегистрированными космическими аппаратами другим государствам на Земле, включая океан. Теоретически, если обломки российского спутника повредят, например, японское рыболовное судно, ответственность будет нести Россия. Но на практике все сложнее, поскольку за обломками в океане редко предъявляются права.

Экологическая цена: риск в глубинах

Создание этого кладбища не обходится без экологических проблем. Основной риск исходит от химических веществ, которые могут пережить вход в атмосферу, таких как гидразин — широко используемое ракетное топливо, высокотоксичное для живых организмов.

Хотя большая часть космического корабля сгорает или рассеивается, возможность того, что топливные баки с этим токсином могут достигнуть морского дна неповрежденными, является реальной причиной для беспокойства ученых. Также существуют опасения по поводу радиоактивных веществ, которые могут присутствовать в некоторых компонентах космических аппаратов.

Учитывая, что почти половина массы, возвращаемой в атмосферу, приходится на контролируемые спуски, потенциальные масштабы этого воздействия значительны. Различные международные нормативные системы пытаются возложить ответственность за смягчение загрязнения на тех, кто его причиняет, но в условиях правового вакуума принуждение к исполнению остается сложной задачей.

Существование Кладбища космических кораблей является симптомом более масштабной проблемы: растущего облака космического мусора на орбите нашей планеты. В настоящее время более 27 000 обломков космического мусора несутся по орбите Земли на высоких скоростях, угрожая безопасности пилотируемых и роботизированных миссий, а также нанося ущерб космическим аппаратам.

Утилизация крупных космических аппаратов контролируемым способом в точке Немо, по сути, является одним из методов очистки от космического мусора. Это самый безопасный метод для объектов, слишком больших, чтобы полностью сгореть в атмосфере. Более распространенные методы, когда они применяются, включают свод с орбиты меньших космических кораблей для сгорания в атмосфере или просто постепенное естественное снижение до разрушения, либо столкновения, создающие тысячи более мелких и опасных фрагментов.

Пока космические агентства разрабатывают новые технологии для активного удаления мусора — такие, как сети и намагниченные роботизированные манипуляторы — Кладбище космических кораблей остается практичным и необходимым решением. Это последняя остановка в жизненном цикле космического аппарата, расчетная конечная точка для металлических гигантов, служивших человечеству на последнем рубеже.

Кладбище космических кораблей в южной части Тихого океана представляет собой архив из алюминия и титана на морском дне, хранящий останки станций, которые когда-то были домами на орбите, и грузовых кораблей, поддерживавших жизнь космонавтов. Его существование — это прагматичный компромисс между риском и прогрессом, напоминание о том, что каждая миссия в космос в конечном итоге должна найти дорогу домой.

Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button