Здоровье и медицина

Китайский ученый, генетически модифицировавший человеческих младенцев, стремится совершить революцию в человеческом роде

С помощью редактирования генов, мощного инструмента для изменения ДНК, Хэ Цзянькуй создал первых генетически модифицированных детей, что вызвало этическую бурю. После вынесения судебного приговора он вернулся, на этот раз занимаясь мышечной дистрофией Дюшенна. Его возвращение, отмеченное стремлением найти лекарство, вызвало в обществе вопросы об этических границах и возможных последствиях его новой работы.

Редактирование генов — технология, позволяющая манипулировать ДНК на молекулярном уровне, — всегда находилась в центре этических и научных дискуссий. Объявив почти пять лет назад о создании первых генетически модифицированных детей, китайский биофизик Хэ Цзянькуй вернулся. После того как он сделал это заявление, его обвинили в серьезных нарушениях медицинской этики, в результате чего он был приговорен к трем годам тюремного заключения за "незаконную медицинскую практику".

Теперь он снова в центре внимания, но на этот раз по другой причине: поиск лекарства от мышечной дистрофии Дюшенна (МДД), неизлечимого генетического заболевания. По данным NPR, многие пациенты с МДД обратились к нему в надежде, что он сможет разработать для них терапию. Его возвращение поднимает важнейшие вопросы об этических ограничениях в науке и последствиях его новых исследований.

Этические проблемы сохраняются

Хэ Цзянькуй, заявив о своем стремлении служить науке, оказался в центре сложной дискуссии. Его стремление добиться прогресса в области редактирования генов похвально, но оно омрачается скептическим отношением к его истинным мотивам и роли, которую китайское правительство может сыграть в его исследованиях. Полемика вокруг его ранних экспериментов с эмбрионами привела к прямому вмешательству китайских властей.

В ответ на международный резонанс они решили более строго контролировать его деятельность, введя ограничения, особенно в таких чувствительных областях, как вспомогательная репродукция и редактирование генов. Однако ситуация остается непрозрачной: конкретные детали этих ограничений, которые могли бы пролить свет на масштабы и границы его текущих и будущих исследований, не были раскрыты широкой общественности. Такая непрозрачность подпитывает спекуляции и усиливает опасения относительно направленности и этичности его работы.

Новая надежда для больных МДД?

Хэ Цзянькуй, оказавшись в центре информационной и этической бури, решил переориентироваться на новую миссию в рамках своей лаборатории Jiankui He Lab. Он обратился к использованию CRISPR, передовой технологии редактирования генов, для решения проблемы мышечной дистрофии Дюшенна (МДД), разрушительного генетического заболевания. Это явно расходится с его предыдущими экспериментами.

Если раньше он модифицировал ДНК человеческих эмбрионов, что вызвало широкую критику, то теперь он сосредоточился на другом подходе. Его цель — не манипулировать геномом на такой ранней стадии, как эмбрион, а непосредственно воздействовать на дефектный ген, вызывающий МДД. Амбиции Хэ Цзянькуя понятны: разработать генную терапию, которая позволит не только лечить, но и в перспективе излечивать пациентов, страдающих этим заболеванием, путем исправления мутантного гена, лежащего в основе их состояния.

Неоднозначные отзывы

Решимость Хэ Цзянькуя добиться прогресса в области редактирования генов и найти решение проблемы мышечной дистрофии Дюшенна не вызывает сомнений. Однако его энтузиазм и уверенность разделяет далеко не все научное сообщество. Многие специалисты в этой области, вооруженные опытом и знанием проблем, связанных с медицинскими исследованиями, высказывают свои сомнения.

Одним из таких критиков является Киран Мусунуру, выдающийся профессор медицины Пенсильванского университета. В своей статье для npr.org и New Yorker он объясняет, что оптимизм Хэ Цзянькуя по поводу скорости нахождения лекарства может быть преждевременным. Мусунуру отмечает, что медицинские исследования, особенно в такой сложной области, как редактирование генов, — это долгий и трудный процесс. Более того, он отмечает, что крупные фармацевтические компании, обладающие значительными ресурсами и командами опытных исследователей, уже много лет работают над проблемой МДД. Эти компании вложили колоссальные суммы и годы в исследования, однако эффективное и безопасное лекарство по-прежнему не найдено.

Предостережение Мусунуру говорит о том, что, несмотря на технологический прогресс, поиск лекарства от генетических заболеваний, таких как МДД, требует не только инноваций, но и времени, терпения и совместного подхода. Несмотря на попытки Хэ Цзянькуя искупить свою вину перед научным сообществом, этические проблемы и критические замечания, связанные с его предыдущей работой, продолжают преследовать его. Только время покажет, приведет ли его нынешнее исследование к значительному прорыву в лечении МДД или же оно будет омрачено новыми противоречиями.