КосмонавтикаНовости

Китайские исследователи говорят, что способность уничтожать спутники Starlink является необходимостью для китайских военных

Китай должен иметь возможность вывести из строя или уничтожить спутники Starlink компании SpaceX, если они представляют угрозу национальной безопасности. По крайней мере, так считает группа китайских военных исследователей, которые только что опубликовали статью в национальном научном журнале "Современные оборонные технологии", в которой они предлагают ряд контрмер, направленных на подрыв спутниковой сети США.

В настоящее время группировка Starlink насчитывает около 25 000 спутников. За последние три месяца эта услуга высокоскоростного доступа в Интернет выросла в геометрической прогрессии и сейчас насчитывает более 400 000 пользователей по всему миру. Но этот успех, похоже, не радует Юаньчжэня Рена, исследователя из Пекинского института слежения и телекоммуникаций, который только что написал работу, описывающую пути развития противоспутникового потенциала Китая - работу в соавторстве с несколькими высокопоставленными учеными из оборонной промышленности Китая.

"Необходимо использовать сочетание "мягких" и "жестких" методов уничтожения, чтобы заставить некоторые спутники Starlink потерять свои функции и разрушить операционную систему созвездия", — пишут они в документе, сообщает South China Morning Post. В частности, речь идет о создании крупномасштабной высокочувствительной системы наблюдения для отслеживания каждого из спутников Starlink. Пока неизвестно, отражает ли этот документ официальную позицию всего китайского правительства.

Илон Маск всегда пользовался симпатией и даже восхищением китайцев, которые особенно увлечены технологиями - Китай является одним из самых важных рынков для компании Tesla. Миллиардера считали образцом инноваций. Но его популярность начала колебаться в прошлом году, когда спутники Starlink дважды чуть не столкнулись с китайской строящейся космической станцией Тяньгун, что вынудило Китай принять меры уклонения. В декабре Пекин даже подал жалобу в Управление ООН по вопросам космического пространства на американского оператора. Китай обвинил Соединенные Штаты в том, что они не соблюдают Договор о космосе, подвергая опасности своих астронавтов.

Космос велик, но орбита Земли более ограничена. В дополнение к большому количеству космического мусора, который уже представляет постоянную угрозу для космических станций и кораблей, распространение мини-спутников Starlink усугубляет ситуацию. Каждую неделю они участвуют почти в 1600 близких столкновениях с космическими аппаратами! Хью Льюис, руководитель исследовательской группы по астронавтике в Саутгемптонском университете в Великобритании, считает, что со временем спутники Starlink будут участвовать в 90% всех близких сближений на расстоянии менее одного километра.

Но Рена и его соавторов беспокоит не столько повышенный риск столкновений. Они указывают на то, что соединения Starlink могут увеличить скорость передачи данных американских беспилотников и самолетов-невидимок более чем в 100 раз. Кроме того, SpaceX подписала контракт с Министерством обороны США на разработку новых технологий на базе платформы Starlink. Китайские ученые говорят о чувствительных приборах, способных обнаруживать и отслеживать гиперзвуковое оружие. Спутники Starlink также оснащены ионными двигателями, которые позволяют им быстро менять орбиту при подготовке к наступлению на вражеские космические цели, сообщают они.

Более того, созвездие SpaceX может быть использовано и в других целях. Например, в 2020 году два инженера из лаборатории радионавигации Техасского университета в Остине представили систему на основе тех же спутников, способную обеспечить точность определения местоположения в 10 раз лучше, чем GPS, и при этом гораздо меньше подверженную помехам - навигационную систему, которую "трудно заблокировать", согласно MIT Technology Review.

Учитывая количество спутников Starlink на орбите, система считается особенно надежной; даже если несколько из них выйдут из строя, система в целом не пострадает. По этой причине китайские ученые работают над созданием новых противоспутниковых средств.

К примеру, они предлагают запускать спутники с военной полезной нагрузкой среди группы летающих аппаратов Starlink. Китайским военным также необходимо улучшить свои системы наблюдения, чтобы они могли получать высокоточные изображения этих спутников, чтобы эксперты могли определить любые необычные особенности, добавили они. Стране также необходимо иметь возможность перехватывать сигналы с каждого спутника Starlink для обнаружения любых угроз.

Прямой подход (уничтожение ракетой) был исключен, поскольку он не только произвел бы слишком много обломков, но и был бы слишком дорогостоящим и не очень "экономически эффективным". "Созвездие Starlink - это децентрализованная система. Противостояние идет не с отдельными спутниками, а со всей системой. Это требует недорогих и высокоэффективных мер", — говорят исследователи.

По сообщениям, Китай уже обладает некоторыми противоспутниковыми технологиями, включая лазеры и глушилки связи. Эксперт по космосу из Пекина, который не участвовал в исследовании, подчеркивает, что преобладающая китайская точка зрения заключается не в атаке на сеть Starlink, а в принятии "конструктивных" контрмер. "Это означает создание собственных спутниковых сетей Интернета", — сказал он в интервью газете South China Morning Post, — Китай уже запустил проект, аналогичный Starlink, под названием StarNet. В любом случае документ звучит как открытый призыв к атаке на Starlink, отмечает эксперт.