КосмонавтикаНовости

Китай запустил Мэнтянь, последний модуль космической станции Тяньгун

В 10:38 по московскому времени Китай успешно запустил "Мэнтянь", третий и последний модуль китайской космической станции "Тяньгун". Запуск был произведен с космодрома Вэньчан ракетой Чанчжэн-5B, которая вывела модуль на низкую околоземную орбиту примерно через восемь минут полета. Запуск Мэнтяня знаменует исторический момент для китайской космической программы: завершение первого этапа строительства китайской космической станции.

До настоящего времени "Тяньгун" состояла из двух модулей: командного модуля "Тяньхэ" и первой лаборатории "Вэньтянь". Рядом с ними пристыкованы две капсулы - грузовая "Тяньчжоу" и капсула с экипажем "Шэньчжоу". Станция "Тяньгун" представляет собой настоящую национальную гордость, так как это единственная космическая станция за последние 20 лет, которая была построена полностью силами одного государства.

В ближайшие часы "Мэнтянь" частично развернет свои солнечные панели и выполнит корректирующие маневры с помощью собственного набора двигателей, чтобы выровнять орбиту "Тяньгуна". Официального расписания стыковки со станцией пока нет, однако если придерживаться профиля полета предыдущего модуля "Вэньтянь", то, скорее всего, "Мэнтянь" прибудет примерно через 12 часов. Ожидается, что тайконавты миссии "Шэньчжоу-14" войдут в модуль через несколько часов после стыковки с модулем "Тяньхэ".

Мэнтянь и научная фаза станции

Мэнтянь - второй лабораторный модуль "Тяньгун" после "Вэньтянь", запущенного в июле 2022 года. Эти два модуля конструктивно очень похожи, они имеют общую конструкцию многих подсистем, таких как двигательная установка и две большие солнечные панели. Эти панели станут основным источником энергии для всей станции и полностью заменят меньшие панели на Тяньхэ. Сходство между двумя лабораторными модулями также касается их массы - около 23 тонн и немного больше у Мэнтяня, а также их размеров: 17,9 метров в длину и 4,2 метра в диаметре.

Что отличает Мэнтянь от родственного модуля, так это большее количество стоек - стандартных по размеру помещений, в которых размещаются внутренние эксперименты Тяньгуна, похожие на шкафы. На "Мэнтяне" установлено 12 стоек, что больше, чем в любом другом модуле станции, а общее количество стоек на всей станции достигает 23. Эксперименты Мэнтяня будут в основном касаться физики и материаловедения, а не биологии, как в других модулях.

Наиболее важной новой особенностью "Мэнтянь" является наличие служебного шлюза для вывода экспериментов за пределы станции. Этот элемент служит для перемещения экспериментов изнутри станции наружу, что избавляет тайконавтов от необходимости выходить наружу.

Вероятно, в ноябре мы также увидим, как Мэнтянь переедет на свое окончательное место. По прибытии Мэнтянь будет временно соединен с люком вдоль оси модуля Тяньхэ - временный выбор, чтобы облегчить стыковку модуля со станцией. Имитация движения Мэнтяня показана в следующем видеоролике.