АстрофизикаКосмонавтика

Китай запустил ASO-S, первую в Азии миссию, предназначенную для изучения Солнца

В ночь на воскресенье в Китае успешно стартовала ракета-носитель дальнего радиуса действия Чанчжэн-2D с ASO-S на борту - первой китайской космической миссией, полностью посвященной наблюдению за Солнцем. Китайская обсерватория оснащена тремя различными приборами и, как ожидается, предоставит новые данные о солнечной активности, в частности, о корональных выбросах массы или "КВМ". Зонд имеет массу 888 кг и будет располагаться на орбите 720 км. После этого он начнет шестимесячный этап объединения, прежде чем приступит к сбору научных данных.

Стоимость ASO-S (Advanced Space-based Solar Observatory) составляет 900 миллионов юаней, и это миссия, которую с нетерпением ожидает китайское научное сообщество, планирующее и желающее создать такую обсерваторию в течение многих лет. На самом деле, первое предложение по этой миссии появилось еще в 2011 году, но одобрение Китайской академии наук (CAS) поступило только в 2017 году.

По традиции китайской космической программы, зонд получил свое название из мифологии великой азиатской страны. ASO-S фактически изменит свое название и после ввода в эксплуатацию станет Куафу-1, в честь одноименного гиганта. Куафу, согласно китайской культуре, был великаном, который однажды хотел захватить Солнце. Он гнался за ней с востока на запад и по пути создал Желтую реку и реку Вэй.

Художественное представление ASO-S.

Помимо вышеупомянутых выбросов КВМ, ASO-S нацелена на изучение солнечного магнитного поля и вспышек. Наблюдения за нашей звездой будут проводиться в течение четырехлетней основной миссии, что позволит также собрать данные с Солнца во время пика солнечного цикла в 2024-25 годах. Солнечные циклы обычно длятся 11 лет и определяются на основе наблюдений за пятнами на Солнце. Пик наибольшей активности - это время, когда солнечные вспышки достигают максимума для данного цикла.

Три прибора китайского зонда одновременно наблюдают вспышки и КВМ, чтобы лучше определить механизмы их работы, в частности, корреляцию между крупнейшими вспышками и КВМ. Эволюция этих двух событий будет также изучена в связи с солнечным магнитным полем - структурой, происхождение которой до сих пор не объяснено.

Вместе с данными других миссий, таких как ESA's Solar Orbiter или NASA's Parker Solar Probe, китайский спутник внесет свой вклад в анализ так называемой "космической погоды". Увеличение объема и разнообразия данных позволит построить новые модели космической погоды. Это очень важное предсказание из-за последствий, которые оно может иметь не только на Земле, но и на околоземной орбите. Недавний пример - февраль, когда компания SpaceX потеряла более 40 спутников из-за солнечной бури, возникшей вскоре после запуска спутников.