КосмонавтикаНовости

Китай впервые запустил ракету Чанчжэн-6A с твердотопливным ускорителем

Сегодня, во вторник 29 марта 2022 года, новая китайская ракета впервые поднялась в воздух с пусковой площадки Тайюаньского центра запуска спутников. Это Чанчжэн-6A, который взлетел в 13:50 утра по московскому времени. Для этой новой ракеты-носителя была построена новая специальная рампа в Центре запуска спутников Тайюань, космодроме, расположенном в северной части провинции Шаньси. Чанчжэн-6A вывел на орбиту два разных спутника, направляясь к солнечно-синхронной орбите на высоте 700 км. Последняя также станет местом назначения большинства спутников, запущенных с помощью этой ракеты.

Чанчжэн-6A обеспечивает оперативную полезную нагрузку в четыре тонны на эту орбиту. Это диапазон, который ранее не покрывался ракетами дальнего действия. Чанчжэн-8 несет пять тонн, а одноступенчатая версия - только три тонны. Фактически, Китай построил всю свою стратегию запуска на концепции модульности.

Ракеты большой дальности строятся в соответствии с оперативной необходимостью. С "несколькими" вариациями, которые могут заключаться в добавлении ускорителей, ступеней или модернизации двигателей, создаются новые ракеты, которые наилучшим образом соответствуют спутнику, выводимому на орбиту.

В ходе этого первого запуска Чанчжэн-6A вывела на орбиту спутники Pujiang-2 и Tiankun-2. Первый был разработан Шанхайской академией технологии космических полетов (SAST) и будет использоваться для "экспериментальных научных исследований и наблюдения за Землей". Второй построен Группой космической инженерии, которая является частью второй академии Китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности (CASIC). Это спутник для "экспериментальной технологии зондирования космической среды".

Вопреки своему названию, он значительно отличается от Чанчжэн-6. Чанчжэн-6A - это ракета-носитель высотой 50 метров, разделенная на две ступени, обе из которых работают на парафине и жидком кислороде (LOX-RP-1). Первая ступень оснащена двумя двигателями YF-100 тягой по 120 тонн каждый, в то время как у Чанчжэн-6 был только один. Кроме того, новая ракета также имеет четыре твердотопливных ускорителя, что является настоящей инновацией этой ракеты-носителя.

Эти ракеты-носители диаметром два метра были разработаны четвертой академией CASC, которая называется Академия аэрокосмических технологий твердого топлива. Они имеют тягу 500 тонн каждый и являются односегментными. Сейчас та же группа работает над многосегментными РН, подобно РН SLS, которые имеют по пять различных сегментов.

CASC также планирует разработать более мощные твердотопливные ракеты-носители, диаметр которых будет увеличен до 3,5 метров. Этот запуск стал седьмым в 2022 году для Китая, который в настоящее время планирует завершить 50 запусков, чтобы в общей сложности вывести в космос 140 спутников.

Твердотопливные двигатели обычно используются в основном для дополнительных ускорителей ракеты. Твердое топливо создает большую тягу (при той же массе), но не поддается контролю. После воспламенения его нельзя выключить. Именно поэтому они используются в ускорителях, которые обеспечивают тягу в первые несколько секунд полета, а затем являются первыми компонентами, которые отделяются. Активные ракеты-носители с твердыми разгонными блоками - это, например, SLS от NASA и Ariane V и Ariane 6 от ArianeSpace.