Космонавтика

Китай впервые выращивает продукты питания на борту своей космической станции

Китайские космонавты, находящиеся на борту космической станции "Тяньгун", недавно провели важный эксперимент по выращиванию овощей в космосе. Эта инициатива является частью планов Китая по освоению дальнего космоса в будущем, что является одной из главных задач в космической отрасли.

Первый урожай на борту станции "Тяньгун"

Проведя около полугода в космосе на борту китайской космической станции, экипаж корабля "Шэньчжоу-16" во главе с командиром Цзин Хайпэном и космонавтами-новичками Чжу Янчжу и Гуй Хайчао благополучно вернулся во вторник 31 октября, несмотря на небольшое отверстие в парашюте, прикрепленном к капсуле.

Перед отправкой все они провели эксперимент по выращиванию овощей в космосе, что является важнейшим направлением исследований для долгосрочных космических полетов. Для проведения этого эксперимента на борту космической станции использовались два комплекта специализированного оборудования. Первый комплект начал работу в июне и к настоящему времени собрал четыре урожая салата-латука. Второй комплект, введенный в эксплуатацию в августе, вырастил несколько помидоров черри и зеленый лук.

Китайский центр исследований и подготовки космонавтов также установил копии этого оборудования на Земле, чтобы сравнить результаты и проанализировать различия в способах выращивания растений в космосе по сравнению с земными. Эти исследования являются частью долгосрочного плана по поддержке миссий по освоению дальнего космоса.

Как это работает?

Эта система выращивания растений будет необходима для выживания космонавтов во время длительных и дальних космических полетов, в частности, запланированных на Луну и Марс. Для получения кислорода и регенерации воды в ней используется главным образом фотосинтез и транспирация растений.

Точнее, растения способны превращать солнечный свет, углекислый газ (CO2) и воду (H2O) в кислород (O2) и глюкозу (тип сахара) в результате процесса, называемого фотосинтезом. Фотосинтез происходит в хлоропластах растительных клеток, где хлорофилл, зеленый пигмент, улавливает световую энергию. При этом выделяется кислород, а глюкоза используется растением в качестве источника энергии.

Растения также поглощают воду из почвы через свои корни. Затем вода переносится по растению к листьям. Когда вода достигает листьев, она выделяется в виде пара через маленькие поры на листьях, называемые устьицами. Затем водяной пар конденсируется и восстанавливается, обеспечивая космонавтов источником воды.

Подготовка к будущему

Эта работа будет важна для будущего. Китай активно решает свои задачи по освоению космоса, вынашивая амбициозные планы по отправке космонавтов на Луну до 2030 года. Строительство лунной базы, известной как Международная лунная исследовательская станция (ILRS), также запланировано на ближайшее десятилетие. Хотя полет человека на Марс пока остается долгосрочным проектом, он также стоит на повестке дня у Китая.

Наконец, следует напомнить, что в ходе многих других космических полетов, в том числе и на борту Международной космической станции (МКС), проводились эксперименты по выращиванию растений для исследовательских целей и обеспечения космонавтов пищей. В число таких культур входили салат-латук, а также горчица, редис, пшеница, картофель и даже цветы, например циннии. Эти эксперименты помогли ученым лучше понять потребности растений в космосе, включая освещение, питание и оптимальные условия выращивания.