Здоровье и медицина

Китай сообщает о первом смертельном случае заболевания человека птичьим гриппом H3N8

Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), опубликованному во вторник, 56-летняя женщина недавно умерла в Китае от H3N8, подтипа птичьего гриппа, которым официально заразились только три человека во всем мире. Что мы знаем об этом заболевании? И стоит ли нам беспокоиться?

Что такое H3N8?

H3N8 - это подтип вируса гриппа А, группы РНК-вирусов, которые заражают птиц и некоторых млекопитающих. Вирусы гриппа А классифицируются на подтипы на основе двух белков на поверхности вируса: гемагглютинина (H) и нейраминидазы (N). Существует 18 различных подтипов гемагглютинина (от H1 до H18) и 11 подтипов нейраминидазы (от N1 до N11). H3N8 является одной из многих возможных комбинаций этих поверхностных белков.

H3N8 в основном ассоциируется с птицами, особенно с утками и гусями, которые часто являются естественными хозяевами вирусов гриппа А. Однако H3N8 также был идентифицирован у других видов, включая лошадей и собак. Как лошадиный, так и собачий грипп вызывают у этих животных высококонтагиозные респираторные заболевания. Однако, как и все вирусы гриппа А, H3N8 может мутировать и эволюционировать, что потенциально позволяет ему заражать новые виды, включая человека.

Три случая, включая один смертельный

Недавно в Китае было зарегистрировано три случая заболевания людей. Первый случай, зарегистрированный в апреле 2022 года, произошел с четырехлетним мальчиком из провинции Хэнань. Вероятно, он заразился вирусом после контакта с дикими утками недалеко от своего дома. Месяц спустя в той же провинции, по сообщениям, заразился еще один мальчик после посещения рынка, где продавалась живая домашняя птица. Оба ребенка уже выздоровели.

Третий новый зарегистрированный случай был выявлен у 56-летней женщины в провинции Гуандун. Первые симптомы появились в феврале этого года. Затем 3 марта она была госпитализирована с пневмонией, а 16 марта скончалась. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), у пациентки, подвергшейся воздействию живой домашней птицы, было "множество основных заболеваний".

Стоит ли нам беспокоиться?

В настоящее время ВОЗ считает, что имеющаяся эпидемиологическая и вирусологическая информация свидетельствует о том, что вирусы птичьего гриппа H3N8 не обладают способностью к устойчивой передаче между людьми. Поэтому априори риск распространения вируса от человека к человеку очень низок. Однако опыт Covid-19 заставляет нас быть осторожными. Вирусы постоянно развиваются. Поэтому постоянный надзор и исследовательские усилия будут необходимы для лучшего понимания динамики этого патогена, прежде чем он станет представлять реальную опасность для людей.