ГеологияНовости

Китай собирается пробурить в Земле дыру глубиной 10 000 метров

Китайские инженеры начали рыть 10 000-метровую яму в недрах Земли. Спустившись через десять или около того слоев, команда надеется добраться до пород мелового периода, датируемых 145 миллионами лет назад. Но для чего?

Что представляет собой самая глубокая скважина из когда-либо пробуренных?

Самая глубокая скважина, когда-либо пробуренная человеком, — это сверхглубокая скважина на Кольском полуострове, на северо-западе России. Этот проект, начатый 24 мая 1970 года, продолжался до распада Советского Союза. Самая глубокая ветвь скважины достигла глубины 11 034 м ниже уровня моря. Эта скважина позволила ученым получить ряд ценных сведений о строении Земли.

В частности, было обнаружено, что земная кора состоит из различных слоев горных пород и что существует переход между континентальной и океанической корой. Эти данные послужили дополнительным доказательством в пользу теории тектоники плит.

Исследователи также были удивлены, обнаружив, что глубинные породы содержат воду, чего не ожидали. Эти наблюдения открыли новые пути для понимания геохимических циклов воды. Измерения, проведенные во время бурения, также позволили изучить физические и тепловые свойства пород на глубине. Наконец, ученые выявили микроорганизмы на уровнях, где доступ к солнечному свету и питательным веществам очень ограничен.

Кольская сверхглубокая скважина, заваренная и закрепленная болтами, август 2012 года.

Этот новый проект, который начался во вторник 30 мая, не ставит целью бурение на большую глубину. На данный момент планируется достичь 10 000 м, что все равно будет рекордом для Китая. Для этого машинам придется пробурить более десятка континентальных пластов земной коры, с целью достичь геологического периода мелового периода. По данным Bloomberg, такое бурение может быть использовано для выявления ископаемых и минеральных ресурсов, а также для оценки экологических рисков, таких как землетрясения и извержения вулканов.

Такие операции по глубокому бурению всегда очень трудны и сложны. В процессе бурения давление, оказываемое окружающими породами, значительно возрастает, что может буквально раздавить оборудование и затруднить удаление бурового шлама. Помимо давления, по мере углубления повышается и температура, что также может создать проблемы для работы оборудования. Наконец, чем глубже в землю, тем более неустойчивыми могут стать скальные образования, что может привести к обрушению стен. Поэтому необходимо принимать меры по стабилизации и поддержке.

"Сложность строительства бурового проекта можно сравнить с тем, как если бы большой грузовик проехал по двум тонким стальным тросам", — сказал китайскому государственному информационному агентству Синьхуа Сунь Цзиньшэн из Китайской инженерной академии. Естественно, из-за своей сложности и технических проблем операции по глубокому бурению часто требуют больших затрат (специализированное оборудование, квалифицированные кадры, необходимые меры безопасности и т.д.). Однако зачастую эти усилия оправдывают себя.