Космонавтика

Китай планирует удвоить размер своей станции

Международная космическая станция (МКС) будет выведена из эксплуатации в конце текущего десятилетия. Естественно, возникают вопросы о том, что придет на смену этой станции, которая служила (и продолжает служить) оплотом научных исследований, а также настоящим символом международного сотрудничества. В прошлом Китай намекал, что его новая станция может прийти на смену МКС, предложив космонавтам из других стран альтернативную платформу для проведения исследований на низкой околоземной орбите. В рамках этого плана Китай недавно объявил о намерении удвоить размеры своего орбитального комплекса.

Это заявление было сделано 4 октября на 74-м Международном астронавтическом конгрессе (МАК 2023), проходящем в Баку (Азербайджан). На том же мероприятии Илон Маск также заявил, что его Starship может высадиться на Марс через три-четыре года.

По данным Китайской академии космических технологий (CAST), к станции "Тяньгун", которая в настоящее время состоит из трех новых модулей, будут добавлены еще три. Это расширение будет сопровождаться увеличением срока эксплуатации станции. Теперь предполагается, что орбитальный комплекс проработает более пятнадцати лет, что на десять лет больше, чем было объявлено ранее.

Другими словами, это означает, что китайская космическая станция будет функционировать еще несколько лет после вывода из эксплуатации и схода с орбиты МКС.

После установки трех дополнительных модулей масса станции составит 180 т, что по-прежнему составляет лишь 40% от массы МКС. Тем не менее в этом будущем комплексе смогут разместиться до шести космонавтов, в то время как в настоящее время их три (а на борту МКС — семь).

Эти планы соответствуют неоднократным заявлениям Китая о том, что он намерен в этом столетии стать крупнейшей космической державой, способной в ближайшие десятилетия составить конкуренцию NASA и другим крупнейшим космическим агентствам.

Пока идея международного сотрудничества выглядит хрупкой. Китай, возможно, и предлагает ее, но пока возможности для этого весьма ограничены. Европейское космическое агентство (ЕКА) в начале этого года объявило, что не будет принимать участие в проекте.

Что касается американцев, то сотрудничество с ними также маловероятно. В начале 2000-х годов Пентагон отстранил Китай от участия в программе МКС и запретил ему сотрудничать с NASA. С другой стороны, есть все шансы, что к проекту присоединятся страны БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и ЮАР).

Наконец, следует отметить, что Россия также объявила об аналогичных планах по созданию новой станции, состоящей из шести модулей, способных принять до четырех космонавтов.