Космонавтика

Китай планирует миссию на Цереру

Китайская академия наук рассматривает несколько потенциальных миссий, включая зонд для посещения Цереры. Также рассматривается вопрос о строительстве огромного телескопа для поиска подсказок о природе темной материи.

НАСА и Европейское космическое агентство (ЕКА) больше не являются двумя единственными игроками в освоении космоса. Уже несколько лет мы имеем возможность сотрудничать с Китаем, который параллельно с лунными и марсианскими миссиями (программы "Чанъэ" и "Тяньвэнь") готовится к разработке миссий "среднего класса".

Кроме того, более двадцати кандидатов в настоящее время борются за финансирование для продолжения обучения в рамках стратегической приоритетной программы по космической науке (SPP) Китайской академии наук (CAS). В настоящее время предложения оцениваются группой экспертов, которые во второй половине 2022 года вынесут рекомендации по приоритетам. После этого отобранные миссии смогут продолжить разработку и, возможно, увидеть свет в следующем десятилетии.

Скоро будет полет к Церере?

Предложения охватывают области космической астрономии и астрофизики (экзопланеты, гелиофизика, науки о Земле, космическая биология, фундаментальная физика). Среди предлагаемых проектов - разработка космического телескопа Very Large Area Gamma Ray Space Telescope (VLAST), программа космической погоды, экспериментальный гравитационный спутник и миссия по исследованию Цереры. Из них наиболее перспективными представляются миссии VLAST и Ceres.

Открытая Джузеппе Пиацци в 1801 году, Церера является самым крупным объектом в поясе астероидов. Эта карликовая планета вызывает интерес у научного сообщества с момента первого пролета американского зонда Dawn в 2015 году. Анализ данных, собранных зондом, позволяет предположить, что карликовая планета является океаническим миром, под поверхностью которого течет жидкая и соленая вода.

Если китайская миссия будет запущена, она сможет улучшить наше понимание Цереры и, как следствие, других океанических миров Солнечной системы.

Телескоп VLAST будет искать сигналы темной материи в гамма-излучении. Согласно статье, опубликованной в журнале Acta Astronomica Sinica в мае прошлого года, такая обсерватория увеличит чувствительность телескопа Fermi Large Area Telescope в 10 раз.

В ближайшем будущем Китайская академия наук оценивает тринадцать миссий для возможной реализации в период 2025-2030 годов в рамках серии миссий SPP III. Среди кандидатов - орбитальный аппарат вокруг Венеры, созвездие спутников на лунной орбите или обсерватория для поиска экзопланет.