КосмонавтикаНовости

Китай обвинил Илона Маска в создании угрозы для своей космической станции

Китайские власти недавно сообщили Организации Объединенных Наций, что их космическая станция Тяньгун дважды чуть не столкнулась со спутниками Starlink компании SpaceX. Эта новость возмутила китайских граждан, которые обратились в социальные сети с призывом бойкотировать марку автомобилей Tesla.

Илон Маск не перестает наживать себе врагов. После "борьбы" с американскими сенаторами и другими миллиардерами он, похоже, завершил год, навлекая на себя гнев китайских властей и их граждан.

В начале декабря 2021 года Китай подал жалобу на Starlink в Управление ООН по вопросам космического пространства в Вене. Китайская космическая станция "Тяньгун" (с экипажем) дважды чуть не столкнулась со спутниками компании SpaceX. "В целях безопасности китайская космическая станция выполнила программу превентивного предотвращения столкновений 1 июля и 21 октября 2021 года соответственно", — говорится в жалобе.

Напомним, что в апреле 2021 года Китай вывел на низкую околоземную орбиту первый основной модуль "Тяньхэ" своей космической станции "Тяньгун". Модуль весит 22 тонны, имеет длину 16,6 метра и диаметр 4,2 метра. В настоящее время он находится в стадии строительства и располагается на почти круговой орбите на высоте около 390 километров. В двух случаях, о которых сообщалось, на Тяньхэ находился экипаж из трех космонавтов: из миссии "Шэньчжоу-12" в июле и из нынешней миссии "Шэньчжоу-13" в октябре.

Спутники Starlink, которые обычно вращаются на высоте около 550 километров над поверхностью Земли, снизили свою высоту в рамках маневров по сходу с орбиты. Это запланированные процессы для старых спутников, которые выводятся из эксплуатации (т.е. отправляются обратно на Землю в виде горящих обломков). После этого американские спутники оказались на пути "Тяньхэ".

Специалист по спутниковому слежению Джонатан Макдауэлл (из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики) подтвердил описанные Китаем риски столкновения и маневры по уклонению от столкновения модуля "Тяньхэ", в которых подчеркивается "опасность для жизни или здоровья космонавтов". Октябрьский пролет, по-видимому, произошел в пределах трех километров.

"Мы наблюдаем увеличение числа рисков столкновений с начала развертывания Starlink", — продолжил комментировать Джонатан Макдауэлл. В рамках программы Starlink компания SpaceX планирует запустить около 12 000 спутников для обеспечения высокоскоростного интернет-покрытия по всему миру. На сегодняшний день американская компания запустила более 1 900 спутников, из которых почти 1 800 все еще находятся на орбите.

Китай призывает к более строгому соблюдению Договора ООН по космосу, ссылаясь на его статью V: "Государства-участники Договора немедленно информируют другие государства-участники Договора или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о любых явлениях, обнаруженных ими в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов".

Следует отметить, что Международной космической станции также приходилось неоднократно совершать маневры уклонения из-за испытаний китайских противоспутниковых ракет. Однако последняя жалоба Китая является еще одним доказательством того, что на орбите Земли просто слишком много мусора.

В более широком смысле Пекин во вторник обвинил США в "невыполнении своих международных обязательств" в космосе. Тем не менее Китай является важнейшим рынком для Илона Маска, поскольку Tesla продает около четверти своей продукции в этой стране и имеет завод в Шанхае. Миллиардер пока не ответил на просьбу прокомментировать этот инцидент.