НовостиПланетология

Китай обнаружил свидетельства "недавней" наличия жидкой воды на Марсе

Китайский марсоход Чжуронг и сопровождающий его орбитальный аппарат Тяньвэнь-1 недавно собрали данные, которые подтверждают гипотезу о том, что на марсианской поверхности когда-то присутствовала жидкая вода. Гидратированные минералы, найденные в твердой коре планеты, являются новым доказательством существования значительного количества жидкой воды в течение последнего геологического периода на Марсе.

Китайский марсоход совершил посадку на Марс в мае 2021 года в регионе Равнина Утопия после отделения от орбитального аппарата Тяньвэнь-1. Он несет шесть научных приборов для различных анализов (две камеры, спектроскоп, метеостанция, детектор магнитного поля и проникающий радар). Хотя сегодня на поверхности Марса нет жидкой воды, ученые всего мира давно предполагают, что когда-то на Марсе текла вода, и многие миссии, такие как Тяньвэнь-1, были отправлены на поиски доказательств в поддержку этой гипотезы.

Некоторые последние данные свидетельствуют о том, что вода могла сохраняться на поверхности гораздо дольше, чем считали специалисты ранее. В прошлом году аппарат НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) обнаружил свидетельства гораздо более позднего притока воды, возможно, два или 2,5 миллиарда лет назад - тогда как предыдущие исследования предполагали, что марсианская вода исчезла около трех миллиардов лет назад, в ранний амазонийский период. Последние данные китайской миссии позволяют предположить, что жидкая вода все еще существовала около миллиарда лет назад.

Особенно активный круговорот воды

По данным Китайского национального космического управления, по состоянию на 15 сентября зонд Тяньвэнь-1 находился на орбите более 780 дней, а марсоход Чжуронг преодолел в общей сложности 1921 метр и накопил 1480 гигабайт необработанных научных данных. Его основные цели - изучение морфологии, минералогии, космической среды, подповерхностной структуры и распределения воды/льда в южной части Равнина Утопия.

Фон спектральных наблюдений и увеличенные изображения анализируемых пород, на которых обнаружено присутствие гидратированных минералов.

Инфракрасные спектральные данные детектора состава поверхности (MarSCoDe) выявили гидратированные сульфатные и кремнеземные материалы в рельефе места посадки, датируемые амазонийским периодом. Эти гидратированные минералы связаны с породами светлого цвета, которые интерпретируются как дюрикрасты - тонкие слои, образующиеся при испарении подземных вод и оставляющие после себя солевые соединения, которые в свою очередь цементируют реголит Марса. "Литифицированные дюрикрасты позволяют предположить, что их образование при наличии значительного количества жидкой воды произошло либо в результате подъема грунтовых вод, либо в результате таяния подповерхностного льда", — говорится в статье китайской команды в журнале Science Advances.

Схематическая модель процесса образования твердой корки на посадочной площадке Чжуронг.

Обнаружение этого слоя твердой коры - который оказался толще, чем твердая кора, обнаруженная в других местах марсианских посадок, которая, вероятно, была образована атмосферным водяным паром - позволяет предположить, что несколько сотен миллионов лет назад на Равнина Утопия был все еще активный (и особенно интенсивный) круговорот воды.

В этом нет ничего удивительного (наличие воды на Марсе было обнаружено уже давно благодаря наблюдению речных русел и дельт на его поверхности), но это произошло гораздо раньше, чем предполагали ученые! "У нас есть много свидетельств существования жидкой воды на Марсе до появления амазонийского периода, но за последние 3 миллиарда лет или около того свидетельства существования жидкой воды на поверхности Марса были в лучшем случае скудными", — сказал Альберто Фейрен, астробиолог из Центра астробиологии в Мадриде, который не принимал участия в этом исследовании.

Возможная марсианская жизнь за последний миллиард лет

Эти данные пополняют растущее число свидетельств того, что Красная планета прошла через несколько циклов влажных и теплых, сухих и холодных периодов, а не через одно устойчивое и резкое изменение климата. "Эти климатические приливы и отливы могли быть результатом активных вулканов или ударов других небесных объектов", — сказал Ян Лю, ученый-планетолог, член команды проекта "Тяньвэнь-1" в Национальном центре космических наук Китайской академии наук и первый автор статьи, в которой сообщается об открытии.

Равнина Утопия - это обширная равнина на Марсе в северном полушарии, которая стала местом посадки космического аппарата "Викинг-2" в 1976 году. Некоторые ученые считают, что сотни миллионов лет назад на этой территории был океан. Гидратированные минералы не были обнаружены предыдущими орбитальными аппаратами, поэтому данные, переданные "Чжуронгом", очень важны.

Спектральные данные показали поглощение на длинах волн от 1,5 до 2,2 микрометров, характерное для минералов, таких как оливин, пироксен и полевой шпат, которые были изменены, когда они включили воду в свои химические структуры. "Поскольку была обнаружена активность жидкой воды, мы считаем, что в течение последнего миллиарда лет на Марсе могли существовать климатические условия, подходящие для зарождения жизни, или существование таких условий", — сказал Ян Лю изданию Global Times.

Открытие гидратированных минералов не только дает важнейшую информацию о геологической и водной истории региона и климатической эволюции Марса, но и позволяет предположить, что в этих гидратированных минералах могут находиться значительные запасы воды. Эта вода может оказаться очень полезной для будущих исследователей-людей, которые в один прекрасный день могут посетить Марс.

В настоящее время орбитальный аппарат "Тяньвэнь-1" продолжает работу по дистанционному исследованию. Китайская команда надеется, что марсоход также предоставит больше данных, которые прольют свет на историю воды в этом регионе Марса. Но в северном полушарии Марса сейчас зимний сезон, поэтому марсоход Чжуронг в настоящее время находится в спячке и будет пробужден только в конце года, когда погода станет более мягкой.