Космонавтика

Китай испытывает двигатели в стиле SpaceX для покорения космоса

Вид на двигатели Raptor на ракете Starship.

Китай добился значительного прогресса в своей программе по разработке метановых двигателей с полнопоточным ступенчатым циклом. Они способны развивать тягу в 200 тонн и предназначены для использования на первой ступени ракеты Чанчжэн-9, предназначенной для амбициозных космических полетов, включая полеты на Луну.

От SpaceX до Китая

Метановые двигатели с полнопоточным ступенчатым циклом относятся к тому же типу, что и Raptor компании SpaceX. Этот тип двигателей использует метан в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя. Напомним, что топливо — это вещество, которое сгорает в двигателе, а окислитель - это вещество, которое вступает в реакцию с топливом для поддержания горения. Термин "полнопоточный ступенчатый цикл сгорания" относится к способу подачи топлива и окислителя в двигатель и их сгорания в нем.

В полнопоточном ступенчатом цикле сгорания метан и жидкий кислород проходят через двигатель с высокой скоростью потока, и сгорание происходит на каждой ступени двигателя. Этот тип цикла обеспечивает высокую тягу и повышенную эффективность. В двигателях Raptor компании SpaceX, которые приводят в движение Super Heavy/Starship, используется именно эта концепция. Опираясь на их успех, Китай также разрабатывает их для своей ракеты Чанчжэн-9.

Напомним, что эта ракета-носитель будет предназначена для доставки очень тяжелой полезной нагрузки (до 140 тонн на низкую орбиту). Важным аспектом конструкции Чанчжэн-9 является возможность ее многократного использования. Это означает, что некоторые компоненты ракеты, в том числе первая ступень, будут восстанавливаться после запуска для использования в последующих миссиях, что позволит снизить общие затраты.

Ракета-носитель предназначена для различных миссий, включая запуски космических зондов, пилотируемые полеты на Луну и, возможно, полеты к другим объектам дальнего космоса, таким как планета Марс. Первый испытательный полет запланирован на начало 2030-х годов.

Значительный прогресс

Исследователи из Сианьского института аэрокосмического движения недавно рассказали о прогрессе, достигнутом в разработке этих двигателей, подчеркнув, что они будут играть ключевую роль в амбициозных планах Китая по освоению космоса.

Однако испытания, включая стрельбу из прототипов и масштабных компонентов, все еще продолжаются, чтобы подтвердить общую конструкцию и надежность. Исследователи признают, что им также пришлось столкнуться с рядом проблем, в частности, со сложностью конфигурации системы и трудностями окончательной сборки.

Наконец, о значительном прогрессе сообщают и китайские коммерческие компании: несколько двигателей разрабатываются различными организациями, что свидетельствует о растущем динамизме китайской космической промышленности. Как никогда ранее, Китай готовится помериться силами с Соединенными Штатами в космической гонке.