Космонавтика

Китай хочет получить образец с Марса к 2031 году

Стремясь стать космической сверхдержавой, Китай готовится привезти на Землю марсианские образцы раньше NASA и ESA. Миссия "Тяньвэнь-3", третья по счету в китайской программе, планирует два запуска в 2028 году, а возвращение образцов - в июле 2031 года.

Важность подготовки

NASA и ESA корректируют планы совместной миссии по доставке марсианских образцов на Землю. Первоначально запланированная на 2031 год, эта миссия переносится на 2033 год из-за новой архитектуры двух посадочных аппаратов и проблем с бюджетом. Китай, со своей стороны, может опередить события. Миссия "Тяньвэнь-3" имеет более простой и оптимизированный профиль. Эта конкуренция подчеркивает обострение гонки за освоение Марса.

Кроме того, по мере увеличения числа полетов на Марс все большее значение приобретает моделирование климата. Напомним, что в первые десятилетия освоения космоса и США, и Советский Союз столкнулись с чередой неудач миссий, предназначенных для исследования Марса, в результате чего можно было говорить о "проклятии". Впоследствии ученые разрабатывали модели марсианской атмосферы в надежде преодолеть это проклятие.

Поэтому для миссии "Тяньвэнь-3" также потребуется подробная информация об атмосферных условиях Красной планеты, чтобы избежать метеорологических ловушек, которые подстерегали предыдущие миссии.

Новая китайская модель

В связи с этим китайские ученые разработали новую цифровую модель GoPlanet-Mars, способную имитировать атмосферную среду Марса.

Эта модель, крайне важная для будущей миссии "Тяньвэнь-3", воспроизводит важнейшие атмосферные циклы Красной планеты, такие как пыль, вода и углекислый газ. Успешно пройдя испытания, она также воспроизводит характеристики поверхностного давления, температуры, зонального ветра и полярных льдов. Кроме того, она позволяет проводить моделирование в виртуальной реальности, что очень важно для планирования будущих полетов.

Пока неясно, сможет ли Китай сделать это в действительности. Во всяком случае, последние усилия страны в космической сфере весьма впечатляют. В рамках миссии "Чанъэ-5" Китай уже доставил на Землю образцы лунного грунта. Кроме того, страна получила большой опыт работы на Марсе в рамках миссии "Тяньвэнь-1", состоящей из орбитального аппарата, посадочной платформы и марсохода "Чжурун". Он прибыл туда в мае 2021 года.