История

Кинжал Тутанхамона из «инопланетного металла» интереснее, чем мы думали

Фото: T. Matsui et al./Meteorit. Planet. Sci.

Недавний анализ раскрывает новые подробности о происхождении кинжала, обнаруженного в гробнице царя Тутанхамона, лезвие которого было выковано из метеорита. Подробности исследования представлены в журнале Meteoritics and Planetary Science.

Фараон Тутанхамон (1345-1327), сын знаменитого фараона Эхнатона, в возрасте девяти лет стал одиннадцатым фараоном 18-й династии Нового царства Египта. Он умер через десять лет. Поэтому его правление было очень коротким. Однако Тутанхамон не перестает вызывать восхищение с тех пор, как британские археологи обнаружили его гробницу в 1922 году.

Гробница Тутанхамона была заполнена драгоценными предметами, которые должны были сопровождать правителя в его путешествии в загробный мир. Среди этих артефактов были два кинжала: один почти полностью сделан из золота, другой — из металла с золотой рукояткой и ножнами. Этот второй кинжал на первый взгляд немного смущает, поскольку во времена фараона люди еще находились в бронзовом веке. Ремесленники еще не довели до совершенства методы, необходимые для работы с железной рудой.

Метеоритное происхождение

Более поздние исследования с помощью современных аналитических инструментов показали, что этот кинжал на самом деле был выкован из метеорита, а не из недоступных залежей железной руды. Позже выяснилось, что все железо, использовавшееся в бронзовом веке, на самом деле было метеоритного происхождения.

Чтобы лучше понять происхождение кинжала Тутанхамона, исследователи из Технологического института Чиба в Японии провели новый неинвазивный химический анализ артефакта с помощью рентгеновских лучей. Анализ выявил несколько элементов, включая железо, никель, марганец и кобальт, а также серу, хлор, кальций и цинк.

О подобном элементном составе сообщалось в предыдущих исследованиях. Однако здесь исследователи также отметили перекрестную текстуру, известную как узор Видманштеттена, на обеих сторонах кинжала. Эти образцы имеют химическую структуру, соответствующую октаэдритам - самой большой и распространенной группе железных метеоритов. Большинство этих камней происходят из пояса астероидов, расположенного между орбитами Марса и Юпитера.

Кроме того, эти узоры также указывают на то, как с метеоритом обращались древние египтяне. Крестообразная текстура и наличие сульфида железа свидетельствуют о том, что кинжал был выкован при низких температурах, вероятно, ниже 950 °C.

Семейная реликвия?

Еще более интригующим является тот факт, что этот кинжал не был выкован специально для Тутанхамона. После некоторых исследований ученые наткнулись на упоминания о железном кинжале в золотых ножнах, который был подарен фараону Аменхотепу III, деду Тутанхамона, царем Митанни, древнего царства в регионе Анатолии (западная часть Азии), по случаю его свадьбы. Учитывая, что железные инструменты в то время были чрезвычайно редки, не говоря уже о кинжале для фараона, вполне, вероятно, что кинжал Тутанхамона был передан ему как семейная реликвия.