Камень Койольшауки: Как находка электриков открыла врата в мир ацтекских мифов

В самом сердце Мехико, современной столицы, построенной на месте древнего центра империи ацтеков, 21 февраля 1978 года произошло событие, навсегда изменившее представления об истории этого региона. Рабочие из электроэнергетической компании проводили плановые земляные работы, когда их инструменты наткнулись на что-то твердое, не похожее ни на цемент, ни на грунт. Это был резной камень со сложными, сначала не поддававшимися расшифровке узорами. Не зная того, они нашли врата в утраченный мир — монолит Койольшауки, изображение расчлененной богини луны Теночтитлана.
Монолит Койольшауки представляет собой монументальный диск диаметром 3,25 метра. Это одновременно и произведение искусства, и эпическое повествование, высеченное в камне. Он изображает богиню Койольшауки, чье имя означает «та, что с колокольчиками на щеках», в момент после ее насильственной смерти. Ее тело лежит на спине, расчлененное. Голова, отделенная от туловища, покоится в профиль с открытым ртом в безмолвном крике. Руки и ноги были отсечены и разбросаны вокруг того, что когда-то было ее телом. Детали резьбы ярки и символичны. На голове богини — пышный пернатый головной убор, а колокольчики, давшие ей имя, украшают волосы и щеку. На талии — пояс из змей, сдерживающий череп. Места, где конечности были отделены от тела, показаны не как кровоточащие раны, а как аккуратные разрезы в форме раковин. Изначально ее тело, выкрашенное в желтый цвет, выделялось на ярко-красном фоне с синими и белыми деталями, а нагота для ацтеков была символом величайшего унижения.
История, которую рассказывает этот камень, является одним из основополагающих мифов народа ацтеков. На вершине холма Коатепек (Холм Змеи) богиня-мать Коатликуэ таинственным образом забеременела. Ее многочисленные сыновья, известные как Ценцон Уицнауака, что означало «четыреста звезд юга», и дочь Койольшауки, олицетворявшая луну, пришли в ярость от этого бесчестия. Во главе с Койольшауки они взобрались на гору, полные решимости убить мать. Однако в критический момент из чрева Коатликуэ родился Уицилопочтли, бог солнца и покровитель ацтеков, уже в полном вооружении. Своим оружием, сиукоатлем, или огненной змеей, он вступил в бой с братьями и сестрой. Кульминацией сказания стало поражение Койольшауки: Уицилопочтли обезглавил и расчленил ее, сбросив тело с склонов холма. Ее голова, превратившись в луну, навсегда осталась в небе, вечно преследуемая и побеждаемая своим братом-солнцем.
Обнаружение монумента в 1978 году было случайным, но его значение было мгновенно осознано археологами. Профессор Эдуардо Матос Моктесума, который впоследствии возглавил масштабные раскопки, понял важность находки. Камень лежал не где попало, а в центре платформы, отходящей от основания лестницы. По обеим сторонам от этих ступеней зловеще ухмылялись змеиные головы. Матос Моктесума сделал ключевое открытие: он утверждал, что размещение монумента в нижней части Темпло Майор, Главного Храма, символизирует историю победы Уицилопочтли над Койольшауки в битве на горе Коатепек. Сам Темпло Майор, великая пирамида-близнец Теночтитлана, была архитектурным воплощением того священного холма. Сторона, посвященная Уицилопочтли, и была Коатепеком. И у подножия его лестницы, как вечное напоминание о поражении, лежал камень Койольшауки.
Это открытие стало искрой, которая зажгла Проект Темпло Майор, одно из важнейших археологических предприятий XX века в Америке. Под руководством Матос Моктесумы проект на протяжении многих лет раскрывал слой за слоем остатки сердца империи ацтеков. Камень Койольшауки, относящийся к четвертой фазе строительства храма и созданный, как полагают, около 1438 года во время правления тлатоани Ашайакатля, стал символом этого археологического возрождения.
Размещение камня имело не только декоративное или мемориальное значение, но и глубоко политическую и ритуальную цель. Для любого посетителя или посланника из враждебного народа, приближавшегося к Темпло Майор, послание было четким и угрожающим. Камень служил предупреждением врагам Теночтитлана. Койольшауки, как первый божественный враг, побежденный их богом-покровителем, стала архетипом всех побежденных. Ее участь ожидала тех, кто противостоял власти ацтеков. Это предупреждение становилось жестокой реальностью во время ритуальных жертвоприношений, особенно на празднике Панкецалистли, посвященном Уицилопочтли. Пленников войны, олицетворявших врагов богов и государства, приводили на вершину Темпло Майор. Там, на куаушикалли, жертвенном камне перед святилищем Уицилопочтли, жрецы вырывали у них сердца. Затем следовала точная реконструкция мифа: безжизненное тело сбрасывали вниз по крутым ступеням пирамиды. В конце падения оно ударялось о камень Койольшауки. Там, на этом самом месте, тело обезглавливали и расчленяли, точно так же, как Уицилопочтли поступил с Койольшауки на Коатепеке. Человеческая жертва превращалась в смерти в воплощение побежденной богини, и космический цикл победы солнца над луной, порядка над хаосом, обновлялся кровью в сердце Теночтитлана.
Сегодня богиня покоится в Музее Темпло Майор, всего в нескольких метрах от места своей находки. Она больше не принимает тела принесенных в жертву, но ее повествовательная сила остается нетленной. Ее образ, одновременно жестокий и безмятежный, продолжает рассказывать историю ее падения, историю ее мстящего брата и историю народа, возведшего их в ранг основы государства.