Палеонтология

Какова была продолжительность жизни динозавра?

Продолжительность жизни динозавров, больших или маленьких, травоядных или плотоядных, уже давно является предметом споров среди исследователей. Профессор Пол Барретт, заведующий отделом ископаемых позвоночных Музея естественной истории в Лондоне, предлагает несколько познавательных материалов на эту тему.

Кольца роста

Трудно точно определить, как долго жили динозавры, но наблюдения дают некоторые подсказки. В отличие от многих млекопитающих, динозавры, по-видимому, имели быстрый жизненный цикл. Большинство этих животных размножались и умирали, не достигнув полного взрослого размера. Это наблюдение наводит на мысль о своеобразном "жизненном цикле рок-звезды", когда динозавры жили быстро и умирали молодыми. Тем не менее некоторые более удачливые экземпляры смогли прожить дольше, но надолго ли?

По мере роста динозавра его кости проходят фазы быстрого и медленного роста, в результате чего образуются кольца роста, сравнимые с кольцами деревьев. Каждое кольцо, как правило, представляет собой один год. Поэтому анализ этих колец является основой для оценки скорости роста динозавров.

Толщина колец роста в костях также играет ключевую роль в этом анализе. Более толстые кольца указывают на быстрый рост в определенный период времени, а более тонкие — на периоды замедленного роста. Эти вариации толщины позволяют определить относительную скорость роста животного на разных этапах его жизни.

Важное значение имеют также ежегодные перерывы в ростовых кольцах. Они часто связаны с сезонными факторами, такими как изменения температуры или длины дня. Подсчитывая эти перерывы, исследователи могут определить, сколько лет росло животное.

Все зависит от размера

Такой подход позволяет детально изучить биологию динозавров, что дает исследователям возможность реконструировать историю их жизни по ископаемым останкам. Анализируя темпы роста, сезонные колебания и периоды роста, ученые могут лучше понять, как эти культовые существа развивались и приспосабливались к окружающей среде на протяжении различных геологических эпох.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что существует зависимость между размером животного и его продолжительностью жизни, которая наблюдается и у многих других животных. Как правило, крупные животные живут дольше, чем мелкие.

По словам Пола Барретта, заведующего отделом ископаемых позвоночных Музея естественной истории в Лондоне, например, зауроподовым динозаврам, большинство из которых были огромных размеров, вероятно, потребовалось бы около 30-35 лет, чтобы достичь своего максимального размера, а продолжительность жизни после этого периода составила бы до 50 лет.

Напротив, более мелкие динозавры, такие как орнитоподы, вероятно, достигали максимального размера в возрасте от четырех до пяти лет, при этом вероятность того, что они выживут после трех-четырех лет, была ниже.

Эти открытия ставят под сомнение прежние представления о том, что динозавры были долгожителями. Раньше считалось, что гигантские динозавры похожи на гигантских крокодилов или черепах и что им может потребоваться до ста лет, чтобы достичь полного размера.

На самом деле, хотя точную продолжительность жизни динозавров еще предстоит выяснить, современные данные свидетельствуют о быстром жизненном цикле и значительной изменчивости в зависимости от размера и вида динозавра.