Космонавтика

Какому количеству радиации будут подвергаться астронавты на Луне?

Недавнее исследование, основанное на данных миссии "Чанъэ-4", которая в настоящее время проводится на "другой стороне Луны", позволяет предположить, что будущие исследователи будут подвергаться воздействию радиации примерно в 200 раз большему, чем на Земле. Кроме того, астронавтам понадобятся достаточно толстые стены, чтобы защитить их от радиации.

Проблема радиации

Одним из основных рисков долгосрочного освоения космоса является воздействие на человеческое тело космической радиации - постоянного потока высокоэнергетических частиц, которые циркулируют в межзвездной среде почти со скоростью света. Мы на планете защищены от этих вредных лучей благодаря магнитному полю и плотной атмосфере. Поэтому мы не эволюционировали, чтобы выдержать эту атаку с неба.

Конкретно говоря, без этих природных щитов мы, таким образом, (очень) уязвимы. Основная опасность заключается в том, что это излучение излучает достаточно энергии, чтобы изменить или сломать молекулы ДНК, которые могут повредить или убить клетку. Это может привести к таким острым проблемам со здоровьем, как диарея, тошнота или рвота.

Серьезнее, длительное воздействие этих космических лучей может также привести к развитию катаракты или рака. Другие симуляции также показали, что это космическое излучение может серьезно повредить ткани желудочно-кишечного тракта астронавтов.

Поэтому в контексте устойчивого освоения Луны представляется необходимым количественно определить уровень радиации, которому будут подвергаться астронавты. Имея это ввиду, китайско-немецкая группа недавно использовала данные, собранные китайской миссией Чанъэ-4, которая в настоящее время выполняет свои задачи "на другой стороне" Луны.

Посадка на Луну миссии Чанъэ-4, сфотографированная китайским планетоходом Yutu-2.

В два-три раза больше радиации, чем на МКС

Их работа в журнале Science Advances оценивает, что эквивалентная доза радиации, которую астронавты будут получать ежедневно на Луне, составит около 1,3 миллизиверт. Другими словами, будущие исследователи Луны будут подвергаться бомбардировке радиацией в два-три раза больше, чем астронавты и космонавты на борту МКС.

Для сравнения, эта доза "примерно в 200 раз выше того, что зарегистрировано на поверхности Земли, и в 5-10 раз выше того, что поглощается во время полета из Нью-Йорка во Франкфурт", - говорит Роберт Виммер-Швайнгрубер, ведущий автор доклада. "За исключением того, что астронавты будут подвергаться воздействию этих уровней радиации гораздо дольше, чем пассажиры или пилоты на трансатлантических рейсах".

По словам исследователя, эти новые оценки близки к тому, что предсказывали модели. Он также указывает, что эти уровни излучения должны быть примерно одинаковыми по всей лунной поверхности, за исключением стен глубоких кратеров. "По большому счету, чем меньше вы видите небо, тем лучше", - резюмировал он.

В свете этих результатов исследователи подтверждают, что будущим исследователям необходимо будет укрыться в структурах, построенных из лунных материалов (реголита), стены которых должны быть толщиной около 80 сантиметров.