Антропология

Какой самый древний известный случай рака у гоминин?

Рак - одно из самых распространенных и потенциально опасных заболеваний в мире. Но как давно он существует? Каков самый древний известный случай заболевания у гоминин и когда была сделана первая письменная запись?

Триасовое происхождение?

Рак - это заболевание, характеризующееся неконтролируемым распространением аномальных клеток в тканях или органах тела. Эти аномальные клетки, называемые раковыми, могут вторгаться в другие ткани и органы, вызывая их повреждение и дисфункцию. Заболевание может поражать все части тела, включая жизненно важные органы, такие как мозг, легкие, печень и кости.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире диагностируется более 18 миллионов новых случаев заболевания раком, и почти десять миллионов умирают от него за тот же период.

Тем не менее, рак - явление не новое. Хотя его история до сих пор немного туманна, а следы, оставленные в окаменелостях, встречаются крайне редко, мы знаем, что эта болезнь поражает живых существ по крайней мере с триасового периода. Несколько лет назад окаменевшая бедренная кость возрастом 240 миллионов лет стала самым древним известным свидетельством рака у амниот.

Жертвой рака стала древняя черепаха без панциря.

Три года назад палеонтологи также впервые диагностировали злокачественный рак у динозавра. Речь идет о Centrosaurus apertus, рогатом динозавре, который жил 76-77 миллионов лет назад.

А что насчет гомининов?

К этому семейству приматов относятся современные люди (Homo sapiens) и их ископаемые предки, а также человекообразные обезьяны (шимпанзе, гориллы и орангутаны). Представители этой группы характеризуются бипедализмом, то есть способностью передвигаться на двух ногах и использовать орудия труда, а также относительно большим мозгом.

Первые свидетельства о раке у человека получены от раннего родственника человека, жившего около 1,7 миллиона лет назад. Этот человек, вероятно, принадлежавший к виду Paranthropus robustus, жил со злокачественной опухолью в кости пальца левой ноги. Археологи обнаружили его останки в пещере Сварткранс в Южной Африке. В рамках своего исследования, опубликованного в 2016 году в South African Journal of Science, ученые сравнили снимки компьютерной томографии (КТ) ископаемой кости пальца ноги с изображениями современных случаев остеосаркомы - агрессивной формы рака, которая развивается в клетках, производящих костный матрикс. Они сразу же распознали характерный вид заболевания, напоминающий цветную капусту.

Сегодня остеосаркома является одним из наиболее распространенных видов рака костей у детей и подростков, но она может поражать и взрослых. Что касается этого древнего гоминина, то, хотя возраст этого доисторического индивида неизвестен, судя по всему, это был взрослый человек. Обратите внимание, что это была злокачественная опухоль. Самая старая известная доброкачественная опухоль в этом семействе приматов была обнаружена у родственника человека, известного как Australopithecus sediba, возрастом 1,9 миллиона лет, согласно отдельному исследованию, опубликованному в том же году.

Окаменелая опухоль, обнаруженная в кости пальца ноги родственника человека.

Папирус Имхотепа

Первое письменное упоминание о раке появилось лишь много позже. В 3000 году до н.э. Имхотеп (древнеегипетский математик, врач и архитектор) разработал руководство по травмам тела и хирургии. Этот текст, написанный на иератическом языке, древнеегипетской письменности, был позже переведен на английский язык американским археологом Джеймсом Генри Брестедом.

В документе, известном сегодня как "Папирус Эдвина Смита", подробно описаны 48 медицинских случаев, в том числе несколько случаев рака груди. В частности, Имхотеп описывает характеристики различных типов опухолей, некоторые из которых являются твердыми, напоминающими холодную, твердую, плотную выпуклую массу, распространяющуюся под кожей.