Биология

Как и люди, эта невероятная птица может мысленно путешествовать во времени

Сойка (Garrulus glandarius) - крупная птица семейства врановые, довольно широко распространенная на территории России и хорошо известная благодаря ярким цветам своего пестрого оперения. У этой птицы есть несколько удивительных особенностей. Например, она довольно разговорчива и может издавать неприятные хриплые крики, когда чувствует опасность, выступая в роли настоящего лесного дозорного для всех животных вокруг. В брачный сезон эти хорошо узнаваемые звуки превращаются в более мелодичные гоготы. У этого вида также есть талант подражать крикам других птиц или млекопитающих, таких как кошки, чтобы отпугнуть потенциальных хищников. Но ее таланты не ограничиваются звоном и пением. Новое исследование выявило еще одну удивительную способность этой невероятной птицы.

Эпизодическая память может существовать не только у людей

Люди способны мысленно путешествовать во времени — эта способность называется хронестезией, которая напрямую связана с эпизодической памятью. Когда они вспоминают прошлые события или опыт, это позволяет им вспомнить детали, которые в то время могли показаться несущественными. "Когда мы вспоминаем конкретный опыт, мы можем вспомнить детали этого опыта, которые не имели значения для наших потребностей, мыслей или желаний в то время. Эта "случайная" информация, тем не менее, автоматически кодируется как часть памяти и затем вызывается, когда мы вспоминаем тот или иной момент", — объясняют исследователи.

Долгое время наука считала, что этим талантом обладают только люди. Однако исследования, проводившиеся на протяжении многих лет, внесли нюансы в эту точку зрения, показав, что крысы и другие животные также наделены эпизодической памятью в своем собственном масштабе. Новые исследования, опубликованные 15 мая 2024 года в журнале Plos One и проведенные Кембриджским университетом (Англия), служат еще одним доказательством этого, на этот раз на примере сойки.

Это животное, оснащенное твердым и мощным клювом, который позволяет ему питаться любимыми желудями, накапливает щедрые, хорошо спрятанные запасы, настолько большие, что в итоге не может все съесть. Оставшиеся желуди затем прорастают и помогают дубу процветать, давая новые побеги. Поэтому команда была особенно заинтригована тем фактом, что эти птицы способны очень точно запоминать места, где они прячут пищу, что говорит о том, что в процессе эволюции у них развилась хорошая эпизодическая память. Чтобы глубже изучить этот вопрос и лучше понять возможности памяти этой птицы, известной своим высоким интеллектом, исследователи подвергли ее ряду тестов.

Птица с реальными возможностями памяти

В ходе экспериментов птицам показывали корм (червей), который помещали под контейнер в ряд с тремя другими одинаковыми красными чашками. Когда птицам удавалось найти нужный контейнер, они получали вознаграждение. Вскоре исследователи смогли научить птиц определять контейнер, просто запоминая его положение на линии.

Затем команда решила усложнить задачу, не подготавливая птиц. Во второй части эксперимента награда была помещена под чашки, которые имели четко видимые характеристики, позволяющие их различать. После наблюдения за чашкой, под которую клали червяков, сойки уединялись в другой комнате примерно на десять минут, пока ученые перемешивали чашки. Несмотря на ожидание и перестановку контейнеров, когда птицы вернулись в комнату, 70 % из них смогли найти нужную чашку только по деталям на ее поверхности.

Здесь показаны две фазы эксперимента. Слева находятся чашки, которые нужно найти пространственно. Справа показаны контейнеры с визуальными характеристиками, позволяющими их отличить.

Что эти тесты говорят нам об этой птице?

Эти наблюдения важны, потому что птицы были обучены находить вознаграждение только пространственно, не концентрируясь на самом контейнере. Поэтому во втором тесте у них не было особых причин запоминать формы используемых контейнеров, хотя они и смогли это сделать. "Поскольку сойки смогли запомнить детали, которые не имели особой ценности или значимости в момент создания воспоминания, это говорит о том, что они способны фиксировать, запоминать и получать доступ к не первостепенной информации, когда пытаются ее вспомнить", — заключают исследователи. Это свидетельствует о том, что они также способны к хронестезии.

Однако команда подчеркивает, что "хотя это исследование дает убедительные доказательства того, что сойки могут фиксировать, запоминать и получать доступ к безобидной визуальной информации, эта способность может быть ограничена информацией, связанной с запасанием пищи, и не может быть такой же гибкой, как человеческая эпизодическая память". Поэтому потребуются дополнительные исследования, чтобы определить, может ли эта птица использовать свою память для чего-то еще, кроме еды.

В любом случае, это еще одно доказательство того, что животные способны к интеллекту и обладают удивительными способностями, которые раньше считались уникальными для человека.