Астрофизика

Как быстро движется самая быстрая звезда в галактике?

Вокруг сверхмассивной черной дыры Млечного Пути астрономы обнаружили новую звезду, движущуюся со скоростью более 24 000 километров в секунду, или около 8% скорости света! Но это не все.

Если сверхмассивная черная дыра, расположенная в центре нашей галактики, является относительно спокойным объектом по сравнению с другими, ее близкое окружение остается довольно диким. Тем не менее некоторые звезды не упускают возможности прийти и пощекотать зверя. Они, называемые S-звездами, движутся по сильно эллиптическим орбитам вокруг объекта, удаляясь, а затем опасно приближаясь.

Благодаря этим звездам астрономы могут исследовать свойства невидимого объекта, вокруг которого они вращаются. Возможно, самой известной из них является звезда S2, до сих пор считавшаяся самой близкой к черной дыре. Ее путь иногда приближает ее менее чем на 20 миллиардов километров к космическому людоеду.

Очевидно, что этот «флирт» не обходится без последствий. При каждом прохождении S2 получает сильный гравитационный "удар", ускоряя свою скорость примерно до 3% от скорости света! Но кажется, что вокруг этой же черной дыры путешествует еще более впечатляющая группа звезд.

Новый рекорд

В прошлом году команда, возглавляемая астрофизиком Флорианом Пейскером из Кельнского университета (Германия), представила нам одну из них, получившую название S62. Во время своего 9,9-летнего путешествия вокруг черной дыры она приблизилась к ней менее чем на 2,4 миллиарда километров. Для сравнения, это ближе, чем среднее расстояние, отделяющее Уран от Солнца. Затем звезда ускоряется до более чем 20 000 километров в секунду, или 6,7% от скорости света.

Но исследователям было не до удивления. Недавно они обнаружили еще пять еще более впечатляющих звезд: S4711, S4712, S4713, S4714 и S4715.

Среди них S4714 - самый примечательный. Из них S4714 - самый замечательный. Каждые 12 лет ее орбита возвращает ее примерно на 1,9 миллиарда километров от черной дыры. Во время этого подхода S4714 достигает скорости около 24 000 километров в секунду, или 8% скорости света! Затем он постепенно замедляется, в конце концов, удаляясь более чем на 250 миллиардов километров от черной дыры.

Путь, пройденный звездой S2 вокруг центральной черной дыры нашей Галактики.

Исследователи отмечают, что эти экстремальные звезды теперь можно считать настоящими «сжимателями» - объектами, впервые предположенными в 2003 году.

В то время астрофизики Тал Александр и Марк Моррис предложили класс звезд, которые развиваются на очень эксцентричных орбитах вокруг массивных черных дыр. Их изучение - если такие звезды существуют - могло бы пролить свет на два важных физических процесса. Одна из них - это рост массивных черных дыр, а другая - воздействие их очень сильных приливных сил на окружающие звезды.

Для Флориана Пейсскера S4711 и S4714 являются очень серьезными кандидатами для рассмотрения в качестве таковых. Их орбитальные характеристики, по его словам, соответствуют предсказаниям Тала и Морриса в 2003 году.

Таким образом, это открытие не только доказывает нам, что вокруг сверхмассивной черной дыры в нашей Галактике есть еще больше звезд, но и дает нам первых кандидатов на тип звезды, первоначально предложенный почти 20 лет назад.