БиологияПрирода

Как акулы выжили после падения астероида, погубившего динозавров?

Исследования показывают, что некоторые виды акул выжили благодаря своей глубоководной среде обитания и небольшим размерам, а точнее, потому, что у них не было недостатка в добыче. После столкновения с астероидом мелкие водоросли стали постоянным источником пищи для обитателей морских глубин, в том числе и для рыб, которыми питались акулы, что позволило этим глубоководным охотникам выжить.

Акулы и динозавры — два самых зубастых и страшных хищника в природе. Один из них властвует на суше, а другой - в водах. В то время как динозавры были уничтожены ударом астероида около 66 млн. лет назад, акулы сумели выжить и продолжают процветать по сей день.

Давайте окунемся в удивительный мир акул и узнаем, как они стали одними из самых экстремальных выживальщиков в природе.

Как давно существуют акулы?

Ученые обнаружили и изучили в горных породах зубы и другие останки, которые, по их мнению, являются окаменевшими останками древних видов акул. Кроме того, они сравнивали, насколько они похожи или отличаются от современных акул. Для определения возраста горных пород и окаменелостей используются методы геологического датирования, которые могут поведать нам удивительную историю.

Окаменелости свидетельствуют о том, что грозный Тираннозавр и маленькая древняя ковровая акула существовали в одно и то же время.

Самые древние сохранившиеся зубы акул принадлежат виду Doliodus problematicus. Есть и еще более древние чешуйки, датируемые 450 млн. лет назад. Таким образом, самые ранние акулы (которые, возможно, не были очень похожи на тех акул, которых мы знаем и боимся сегодня) могут быть старше даже первых деревьев!

Таким образом, мы не только знаем, что акулы и динозавры когда-то были соседями на Земле, но и понимаем, что акулы на самом деле на 200 млн. лет старше динозавров.

Для многих это заставляет задуматься: "Почему акулы выжили, а динозавры нет?".

Как акулы выжили после вымирания динозавров?

Акулы — это не просто обычные хищники, у них есть несколько серьезных способов выживания с помощью... плавников. Ученые заметили, что они могут жить в условиях резких изменений окружающей среды, включая экстремальные перепады температуры, высокое давление и низкий уровень кислорода. Сообщалось даже, что рифовые акулы и молотоголовые акулы живут внутри действующего подводного вулкана!

Неудивительно, что акулы пережили пять смертельных вымираний, включая то, которое было вызвано мощными извержениями вулканов в Сибири и уничтожило 75% наземных и 90% океанических животных около 250 млн. лет назад.

Эмма Бернард, хранитель ископаемых рыб в Музее естественной истории Лондона, в своей статье для сайта музея говорит: "Думаю, можно с уверенностью сказать, что отчасти это связано с тем, что акулы способны осваивать различные участки водной толщи — от глубоких темных океанов до мелководных морей и даже речных систем. Они питаются разнообразной пищей — планктоном, рыбой, крабами, тюленями и китами. Такое разнообразие означает, что акулы как группа имеют больше шансов выжить, если ситуация в океане изменится".

Многие акулы могут жить очень долго, даже сотни лет, что дает им больше шансов размножаться и изменяться в соответствии с окружающей средой. Кроме того, эти выносливые существа способны восстанавливать собственную ДНК. У китовых акул есть гены, предотвращающие рак, такие же, как у больших белых акул. Способность к быстрому самовосстановлению помогает им защищаться от многих болезней и поддерживает их долгую жизнь.

Акулы обладают удивительными сенсорами (так называемым "шестым чувством"), такими как электрорецепторы и боковые линии, а также сильным обонянием, что помогает им находить пищу, оставаться в безопасности и исследовать новые места.

Исследование показывает, что ученые до сих пор не уверены в том, что астероидное событие вообще сильно повлияло на акул.

Такие факторы, как пища, поиск партнеров (биотические факторы), а также температура, погода, солнечный свет и загрязнение окружающей среды (абиотические факторы), могли сыграть определенную роль в их дальнейшем существовании.

Исследования показывают, что некоторые виды акул выжили благодаря глубоководным местам обитания и небольшим размерам, так как у них не было недостатка в добыче. После удара астероида мелкие водоросли стали постоянным источником пищи для обитателей морских глубин, в том числе и рыб, которыми питались акулы, что помогло им выжить в течение долгого времени.

Другие древние выжившие существа

Оказывается, не только акулы разгадали код выживания. Возьмем, к примеру, мечехвостов, этих маленьких бронированных существ, наполовину зарытых в песке. Они существуют около 450 миллионов лет. Окаменелости ранних беззубых птиц свидетельствуют о том, что они могли питаться растительной пищей — орехами, фруктами и семенами, в то время как птицы с зубами не пережили вымирания.

Нельзя забывать и о могучих крокодилах! Они похожи на живые окаменелости, доказывающие, что если у тебя есть навыки выживания, то ты можешь пережить практически все!

Будут ли акулы и дальше править морями?

Теперь вам, наверное, интересно, будут ли акулы всегда править морями. Несмотря на то, что акулы пережили четыре крупных массовых вымирания, сейчас они столкнулись с самым серьезным вызовом - вызовом со стороны человека. Именно мы ответственны за их недавнее резкое сокращение. Такие виды деятельности человека, как чрезмерный вылов рыбы, охота, загрязнение окружающей среды и изменение климата, ежегодно приводят к гибели около 100 млн. акул.

Акулы играют важную роль в морской экосистеме, т.е. поддерживают здоровье моря и естественный баланс. Если они исчезнут, это вызовет негативный эффект для всего остального, что обитает в воде. Это еще одно напоминание о том, что нам срочно нужно стать более сознательными в своих действиях и перестать нарушать природный баланс.

Хотя в таких фильмах, как "Челюсти", акулы изображаются как опасные существа, на самом деле гораздо большую опасность для акул представляют люди, а не наоборот.