К следующему году Китай испытает две многоразовые ракеты перед пилотируемой лунной миссией
В рамках подготовки к будущим полетам на Луну Китай планирует провести испытания двух многоразовых ракет в период с 2025 по 2026 год. Конечная цель — отправить космонавтов на Луну к 2030 году. Эти испытательные полеты являются частью новой программы лунной миссии, возглавляемой государственной компанией China Aerospace Science and Technology Corp (CASC). Эта стратегия, дополняющая множество существующих коммерческих инициатив, направлена на диверсификацию экосистемы космической авиации страны.
О новой космической программе CASC было объявлено на прошлой неделе на заседании Национального собрания Китая. Хотя компания не уточнила, какие именно ракеты будут проходить испытания, она известна тем, что разработала сверхтяжелую космическую ракету-носитель Чанчжэн-10 (также известную как "пилотируемая ракета нового поколения", или CZ-10). Многоразовые версии, предназначенные для лунных миссий, могут быть вариантами последней.
На основе модели Чанчжэн-10 самая большая ракета может иметь диаметр 5 метров и высоту 92 метра! Она сможет выводить на окололунную орбиту до 27 тонн полезной нагрузки. Она оснащена тремя двигателями и может нести космический корабль типа "Мэнчжоу" и его экипаж. Вторая, чуть меньшая ракета имеет диаметр 4 метра и оснащена одним двигателем. Ранее предложенная Шанхайской академией космических технологий (SAST) CASC, она способна нести полезную нагрузку до 6,5 тонны. Она должна быть использована для запуска космического корабля с экипажем на низкую околоземную орбиту к 2025 году. Обе ракеты оснащены двигателями, разработанными китайской компанией Jiuzhou Yunjian.
Важное геополитическое преимущество
В отличие от ракет, которые Китай запускал в прошлом, две новые ракеты будут полностью многоразовыми. Это позволит значительно сократить расходы и повысить устойчивость космических полетов. CASC уже предлагала создать многоразовую ракету на базе Чанчжэн-8, более поздней версии CZ-10. Однако этот проект, похоже, был отложен.
Тем не менее "китайский прогресс в области многоразовых ракет в последние годы был стабильным, ключевые технологические проблемы были преодолены одна за другой, и в целом прогресс очень плавный", — сказал China News Ронг Йи, сотрудник Китайской академии технологий ракет-носителей (CALT) (аффилированной с CASC).
С другой стороны, хотя обе ракеты предназначены для конкретных целей, последняя, похоже, будет конкурировать с коммерческими ракетами, разработанными частными компаниями, такими как Landspace, Space Pioneer, Galactic Energy, iSpace и Deep Blue Aerospace. Хотя у последних компаний в настоящее время нет многоразовой модели, они, вероятно, смогут продвинуться в этом направлении в течение ближайших нескольких лет. Компания Deep Blue Aerospace добивается значительных успехов и может осуществить свой первый орбитальный запуск уже в этом году.
Со своей стороны, CASC в последние годы использовал ряд ракет-носителей Чанчжэн, чтобы предоставить в общей сложности 82 коммерческих пуска. В частности, агентство планирует расширить спектр коммерческих услуг и в этом году ввести в эксплуатацию ракету Чанчжэн-12 диаметром 3,8 метра. Она будет запускаться с нового коммерческого космодрома.
Кроме того, будет улучшен доступ к крупномасштабным испытательным установкам и расширены коммерческие стартовые площадки. В краткосрочной и среднесрочной перспективе государственное агентство также планирует развитие коммерческих спутниковых технологий, запуск средств связи, навигации и дистанционного зондирования. На повестке дня также разработка более эффективных и экономичных ракетных двигателей (жидкотопливных двигателей серии YF-102 и многоразовых двигателей на жидком кислороде и метане YF-209).
Хотя это и предполагает конкуренцию с другими частными компаниями, эта гонка также может быть частью усилий правительства по диверсификации аэрокосмической экосистемы страны. Ведь такая диверсификация значительно расширит доступ Китая к космосу, что само по себе может дать серьезные геополитические и коммерческие преимущества.