Космонавтика

Юнона покидает Ганимед и Европу для наблюдения за Ио, вулканическим спутником Юпитера

Миссия НАСА «Юнона» сделала это инфракрасное изображение вулканического спутника Юпитера Ио 5 июля 2022 года, когда космический корабль находился на расстоянии около 80 000 километров. Изображение было получено из данных, собранных прибором Jovian Infrared Auroral Mapper (JIRAM) на борту Юноны. Чем ярче цвет, тем выше температура, зарегистрированная JIRAM.

На втором году своей продолжительной миссии зонд НАСА Юнона начал наблюдение за Ио, вулканического спутника Юпитера. Ранее "Юнона" сфотографировала спутники Ганимед и Европа, обнаружив огромное количество доселе неизвестных деталей. Спутник Юпитера Ио, самое вулканическое место в Солнечной системе, останется в центре внимания команды космического аппарата Юнона в течение следующих полутора лет.

В течение второго года своей расширенной миссии в системе Юпитера зонд НАСА Юнона совершил близкие пролеты Ганимеда в 2021 году и Европы в последние месяцы. Теперь, после раскрытия новых деталей о предыдущих спутниках, Юнона нацелилась на Ио, самый вулканический спутник Солнечной системы.

Сенсоры "Юноны", изначально предназначенные для изучения магнитного поля Юпитера, выполняют задачи, для которых они не были предназначены, но делают это блестяще. Исследователи были очень довольны результатами, полученными на основе данных, полученных после последних пролетов. Каждый раз, когда Юнона приближается к спутнику Юпитера, она предоставляет нам множество новой информации.

В 2021 году было опубликовано несколько статей, посвященных открытиям, касающимся недр Ганимеда, состава его поверхности и ионосферы, а также взаимодействия спутника с магнитосферой Юпитера. Однако в этом году Юнона наблюдала Европу вблизи, и предварительные результаты пролета 9 сентября включают первые 3D-наблюдения ледяной оболочки Европы. Однако теперь ученые ожидают возможности "исследовать" Ио, вулканический спутник, вблизи.

Подо льдом Европы и Ганимеда

Во время облетов Ганимеда и Европы Микроволновый радиометр (MWR) Юноны позволил заглянуть под ледяную корку этих двух спутников. Это позволило получить данные о структуре, содержании и температуре этого вещества на глубине около 24 километров под поверхностью.

Изображения в видимом свете, полученные камерой JunoCam зонда, показывают, что поверхность Ганимеда характеризуется смесью более старой темной почвы, более молодой светлой почвы и особенно четких кратеров, а также особенностей, которые могут быть связаны с тектонической активностью. Первоначальный анализ научной группы предполагает, что ледяной панцирь Ганимеда может иметь среднюю толщину около 50 км, но в некоторых регионах он может быть толще.

Во время пролета Юноны в июне 2021 года инструменты магнитного поля Юноны (MAG) и эксперимента по распределению полярных сияний Юпитера (JADE) записали данные о Ганимеде, которые свидетельствуют о разрыве и восстановлении связей магнитного поля между Юпитером и спутником. Ультрафиолетовый спектрограф "Юноны" (UVS) наблюдал подобные события с ультрафиолетовым излучением спутника, образующим два овала, огибающих Ганимед.

Мы все еще мало знаем о Европе: данные последних пролетов уже каталогизированы, но анализ будет продолжаться в ближайшие месяцы. В любом случае будущие миссии JUICE (JUpiter ICy moons Explorer) ЕКА и Europa Clipper НАСА смогут использовать все прошлые, настоящие и будущие результаты, чтобы глубже проникнуть в тайны спутников Юпитера.

Все ближе и ближе к Ио

Зонд Юнона компании Nasa приблизился к Ио, самому вулканически активному миру в Солнечной системе. Он совершит девять все более близких пролетов, уже преодолев расстояние в 80 000 км в июле этого года, чтобы раскрыть детали адского, усеянного лавой ландшафта. В течение следующего года Юнона значительно приблизится к Ио, в итоге дважды пролетит над его поверхностью на высоте всего 1 500 км.

На ближайшие месяцы запланирован ряд целей. Главный исследователь "Юноны", доктор Скотт Болтон из Юго-Западного исследовательского института, объяснил, что цели не ограничиваются изучением вулканов и лавовых потоков, но и полным картированием поверхности спутника. "Мы также посмотрим на гравитационное поле, пытаясь понять внутреннюю структуру Ио", — сказал он, — "чтобы понять, образует ли магма, создающая все эти вулканы, глобальный океан или нет".

Вулканизм Ио обусловлен его близостью к Юпитеру: на спутник действуют огромные приливные и тепловые силы. Исследовательская группа Юноны сможет использовать пролеты зонда для проведения первой кампании мониторинга с высоким разрешением на покрытой магмой поверхности спутника, изучая вулканы Ио и то, как вулканические извержения взаимодействуют с мощной магнитосферой и полярным сиянием Юпитера.