Астрономия

Измеряя массу экзопланеты, оказалось, что она весит половину Венеры

Это самая легкая экзопланета из когда-либо измеренных с помощью метода лучевой скорости, что является техническим прорывом.

В 35 световых годах от Земли находится звезда L 98-59, в честь которой названа планетарная система, вращающаяся вокруг нее. Первые три планеты были открыты в 2019 году благодаря TESS (Transiting Exoplanets Survey Satellite), но новые наблюдения показали присутствие других членов семьи. И многое другое! Используя инструменты Очень большого телескопа, астрономы получили важную информацию о массе и размере трех известных экзопланет. Особенно выделяется одна из них: ее масса вдвое меньше массы Венеры, и она является самой легкой планетой из когда-либо измеренных с помощью метода лучевых скоростей. Новый шаг в анализе массы малых планет за пределами нашей Солнечной системы.

Вторая планета Солнечной системы, Венера, имеет массу 4,867 x 10 ^ (24) кг. Она весит вдвое больше, чем самая внутренняя экзопланета системы L 98-59, масса которой была обнаружена с помощью ESPRESSO (Echelle SPectrograph for Rocky Exoplanets and Stable Spectroscopic Observations).

ESPRESSO - это спектрограф, входящий в состав Очень большого телескопа Чили (VLT). Его главная цель - провести высокоточные измерения радиальной скорости звезд, чтобы выявить наличие каменистых планет на их орбитах. Взаимное гравитационное притяжение между двумя телами вызывает сдвиг в спектре звезды, который можно выявить с помощью высокочувствительных приборов. ESPRESSO способен обнаруживать движение звезды со скоростью примерно 0,35 км/ч, что эквивалентно скорости улитки! Эти сдвиги связаны с планетами земной массы, расположенными в обитаемой зоне звезды.

Для L 98-59 ESPRESSO не ограничился только поиском новых планет. Фактически, это был ключевой инструмент для измерения массы и размеров уже известных в системе.

"Без точности и стабильности, обеспечиваемых ESPRESSO, это измерение было бы невозможным. Это шаг вперед в нашей способности измерить массу самых маленьких планет за пределами Солнечной системы".

Так прокомментировала Мария Роза Сапатеро Осорио, астроном Мадридского центра астробиологии и автор опубликованного исследования.

К трем каменистым планетам L 98-59 добавлены два новых члена. Среди обнаруженных миров один будет в правильном положении, чтобы хранить воду в жидкой форме на поверхности. Так называемая обитаемая зона определяет расстояние, на котором вода выдерживает тепло звезды, не испаряясь и не замерзая.

Сравнение масштабов системы L 98-59 и Солнечной системы. Самая внутренняя планета имеет половину массы Венеры.

Планеты, ближайшие к L 98-59, вероятно, сухие. Третья планета, с другой стороны, на треть состоит из воды: это мир-океан. Самая радостная новость, однако, касается последней в очереди: ее существование еще предстоит выяснить, но есть много признаков того, что она находится в обитаемой зоне. Если это так, то она представляет собой потенциально пригодную для жизни планету, на которой можно обнаружить биологические следы.

Поиск жизни на экзопланете неустанно продолжается, и наука предоставляет необходимые инструменты для ее обнаружения все более быстрыми темпами. Изучение атмосфер внесолнечных планет в обитаемой зоне является важной частью поиска следов биологической жизни.

Долгожданный космический телескоп Джеймса Уэбба внесет свой вклад в эти исследования наряду с ELT (чрезвычайно большим телескопом) ESO, который начнет работать с 2027 года. Команда, работающая над системой L 98-59, надеется использовать эти новейшие инструменты в надежде найти хотя бы небольшой след того, что мы называем жизнью.