АнтропологияНовости

История семьи неандертальцев, рассказанная по их ДНК

Социальная организация неандертальцев раскрыта в новом исследовании, основанном на анализе генома небольшой общины, жившей в Сибири 54 000 лет назад.

В 2010 году мы впервые обнаружили геном неандертальца. С тех пор были секвенированы геномы еще 18 человек из 14 различных мест археологических раскопок в Евразии, что позволило получить первый, но все еще очень смутный взгляд на историю неандертальцев.

Хотя эти данные позволяют проследить эволюцию этого дальнего родственника, сосуществовавшего в Европе вместе с Homo sapiens, они дают очень мало информации о социальной структуре в небольших неандертальских сообществах. Это связано с тем, что необходимо иметь доступ к геному нескольких человек из одной группы, что остается относительно редким явлением.

Южная Сибирь, тем не менее, известна наличием многочисленных останков неандертальцев и денисовцев, другого вымершего вида рода Homo. Эти два вида могли сосуществовать в этом регионе и, по крайней мере, частично смешаться, что доказывает ДНК девочки-подростка, умершей 90 000 лет назад. Она действительно могла быть результатом репродукции между неандертальской женщиной и денисовским мужчиной. Это открытие, сделанное в 2018 году, является первым официальным доказательством гибридизации между этими двумя человеческими видами.

Однако группа исследователей сосредоточила свое внимание на группе неандертальцев, чьи останки были найдены примерно в 100 км от Денисовой пещеры, в пещерах Чагырская и Окладникова в Сибири. Считается, что неандертальцы занимали эти два убежища около 54 000 лет назад, оставив после себя многочисленные предметы и кости. Был секвенирован геном 13 человек: семи мужчин и шести женщин, в том числе восьми взрослых и пяти детей.

Результаты, опубликованные в журнале Nature, показывают, во-первых, что эти люди не были потомками неандертальцев и денисовцев, которые обосновались в регионе на протяжении 120 000 лет. Скорее, они были связаны с неандертальцами, обитавшими в Европе в то время, а их орудия труда имели много общего с орудиями труда микокских общин, поселившихся в Германии и в регионах, расположенных дальше на восток.

Генетическое смешение в результате перемещения женщин между общинами

Изучение генома этих тринадцати человек выявило семейные связи, в частности, наличие отца и его дочери. Молодой парень и взрослая женщина также принадлежали бы к этой семье, но во второй степени, вероятно, двоюродный брат и тетя или бабушка. В частности, данные показывают, что две небольшие группы, занимавшие Чагырскую и Окладникову пещеры, жили примерно в одно и то же время. Это была неожиданная возможность изучить социальную организацию неандертальской общины.

Таким образом, ученые смогли выявить, что эти две группы имели очень слабое генетическое разнообразие, и что размер группы не должен был превышать двадцати особей. Такое низкое разнообразие геномов может иметь особое значение для предстоящего вымирания этого небольшого, безусловно изолированного сообщества. Однако исследование показывает небольшой, но регулярный вклад ДНК извне группы, что позволяет предположить обмен особями между сообществами.

Это генетическое смешение было обеспечено в основном за счет перемещения женщин. Однако гибридизации между особями неандертальцев в пещерах Чагырская и Окладникова обнаружено не было, хотя денисовцы жили рядом.