Космонавтика

История неопознанного обломка ракеты, найденного в Австралии

В Австралии на пляже Green Head beach, расположенном недалеко от бухты Jurien Bay в 255 км к северу от Перта, в субботу 15 июля был обнаружен неопознанный обломок - часть неопознанной до сих пор ракеты. Высота объекта составляет около 3 м, диаметр - 2,5 м.

Объект был оцеплен австралийской полицией, после чего на место были направлены спецподразделения, обладающие опытом работы со взрывчатыми веществами и ликвидации последствий. В первое время предполагалось, что этот объект может быть частью самолета, пропавшего в 2014 году в Западной Австралии, но через несколько дней стало ясно, что это часть ракеты.

Однако носитель, о котором идет речь, до сих пор не идентифицирован, что еще больше оправдывает принятые меры безопасности. Некоторые носители, особенно в Азии, до сих пор используют опасное топливо, и хотя ясно, что обломки прилетели с орбиты, они все еще могут содержать опасные элементы.

Сравнение обломков, найденных в Австралии, слева, и третьей ступени PSLV справа.

Индийская ракета?

Через несколько дней было окончательно выяснено, что это фрагмент бака ракеты, но до сих пор не ясно, какой именно. Кроме того, неясно, что это за обломки - объект, вернувшийся с орбиты, или кусок ракеты, упавший на первом этапе полета. В последнем случае это был бы элемент первой ступени.

Пока главным подозреваемым является третья ступень индийской ракеты PSLV. Эта ракета-носитель высотой 44 м способна выводить около 1700 кг на орбиту SSO высотой 600 км и используется Индией с 1993 года. Это четырехступенчатая ракета с небольшими твердотопливными ускорителями на первой ступени. Третья ступень также твердотопливная, в качестве топлива используется HTPB (полибутадиен с терминальными гидроксильными радикалами).

В эфире BBC прозвучали слова администратора Индийского космического агентства Шридхара Паникер Соманата, который подтвердил, что это явно фрагмент ракеты, но что он не может подтвердить, что это фрагмент индийской ракеты, пока он не будет проанализирован специалистами ISRO. Однако эта гипотеза остается наиболее вероятной.

Обнаружение объектов из космоса - явление, которое мы будем наблюдать все чаще и чаще по двум причинам. Очевидно, из-за увеличения числа космических запусков. В 2021 году был побит рекорд по количеству запусков за год, существовавший с 1960-х годов, а в 2023 году он будет побит вновь.

Во-вторых, из-за повышенного внимания к космическому мусору. Пока мы не имеем эффективных технологий восстановления и утилизации мусора на орбите, единственным решением является принудительное возвращение в атмосферу крупных спутников и последних ступеней ракет, которые ранее оставались в космосе.