Астрономия

История астероида 2024 BX1, замеченного за три часа до столкновения с Землей

Поздно ночью в воскресенье 21 января 2024 года астроном Криштиан Сарнецки, известный охотник за астероидами, обнаружил астероид, которому грозило столкновение с Землей. Это было небольшое тело, не представляющее опасности для планеты.

Через несколько часов этот небольшой астероид врезался в атмосферу в 50 км к западу от Берлина, создав необычный "огненный шар", озаривший европейское небо.

Названный 2024 BX1, это всего лишь восьмой астероид, обнаруженный человечеством до неминуемого столкновения, хотя и на расстоянии не более трех часов. Из них третий обнаружен Сарнецким.

Открытие 2024 BX1, идущего на столкновение с Землей

В воскресенье 21 января в 00:48 по московскому времени Сарнецки наблюдал за небом с помощью 60-см телескопа Шмидта на горной станции Пишкештетё, входящей в состав обсерватории Конколи в Венгрии. В ходе наблюдений он обнаружил небольшой астероид размером около 1 метра, о чем немедленно сообщил в Центр малых планет и отправил данные о его траектории.

К сожалению, имея всего три первых наблюдения, невозможно было с уверенностью определить, находится ли он на пути столкновения с Землей. Однако Сарнецкий продолжал следить за объектом, получившим предварительное название Sar2736. Через несколько минут он передал в Центр малых планет данные еще четырех наблюдений, которые однозначно указывали на 100-процентную вероятность скорого столкновения.

Автоматические системы мониторинга столкновений по всему миру, включая Meerkat ЕКА, немедленно отреагировали и начали действовать, подняв общую тревогу среди астрономов и экспертов по астероидам.

Сарнецки продолжил наблюдения и поделился своими выводами, вскоре к нему присоединились другие астрономы со всей Европы. Более десятка наблюдателей обратили взоры своих телескопов на приближающийся объект. Совместными усилиями было установлено, что небольшой астероид врежется в атмосферу Земли менее чем через два часа, примерно в 50 км к западу от Берлина, Германия.

Прогнозируемое место и время столкновения, рассчитанные системой предупреждения о неминуемом столкновении Meerkat ЕКА после первых 14 наблюдений объекта Sar2736 (позднее обозначенного как астероид 2024 BX1).

Столкновение с атмосферой Земли

Минута за минутой астрономы продолжали следить за астероидом. В 03:25 по московскому времени он вошел в тень Земли и исчез из поля зрения наблюдателей. Через несколько минут, в 03:32, астероид вошел в атмосферу Земли, сгорая и разрушаясь, и подарил необыкновенное зрелище - мощный зеленый взрыв в ночном небе, за которым последовал длинный шлейф.

Благодаря быстрой реакции на сообщение Сарнецкого и обмену информацией многие люди в районе Берлина и по всей Центральной Европе смогли стать свидетелями спускающегося огненного шара. Немногочисленные люди и автоматические системы камер также смогли зафиксировать момент входа в атмосферу, несмотря на то, что до обнаружения оставалось несколько часов, а время было глубокой ночью.

За три часа, прошедшие с момента обнаружения до столкновения, в Центр малых планет было отправлено около 180 наблюдений. Среди них были и наблюдения из Координационного центра ЕКА по объектам, сближающимся с Землей, сделанные с острова Тенерифе в Испании. Астероид был переименован в 2024 BX1. Следующее видео было снято сетью AllSky7.

Число астероидов, обнаруженных до столкновения, увеличилось до (всего) 8

Астероиды такого размера падают на Землю в среднем каждые две недели. Они не представляют значительной опасности, и большинство из них никогда не обнаруживаются. Однако их обнаружение может помочь нам понять, сколько таких маленьких каменистых тел существует, готовых повлиять на атмосферу. Более того, предсказывая их прибытие, мы можем записывать и изучать производимые ими огненные шары, чтобы определить их состав.

К счастью, крупные астероиды с диаметром в много километров обнаружить гораздо проще, и они встречаются относительно редко. Большинство околоземных астероидов, которые могут нанести разрушительный ущерб, если столкнутся с нашей планетой, уже обнаружены. Из них мы не знаем ни одного, который мог бы столкнуться с нашей планетой по крайней мере в ближайшие сто лет.

В настоящее время существует всего восемь небольших астероидов, которые находятся на пути столкновения с Землей и были обнаружены до столкновения с атмосферой. В их число уже входит 2024 BX1. Первое из этих открытий произошло в 2008 году, а четыре относятся к последним двум годам. Однако поскольку наши возможности по обнаружению очень маленьких космических объектов продолжают совершенствоваться, считается, что в ближайшие годы это число может увеличиться в геометрической прогрессии.