Исследователи выясняют, почему сооружение инков XV века было построено для усиления и передачи звука
В засушливом высокогорье перуанского региона Уайтара стоит каменное здание, возведенное империей инков в середине XV века и хранящее секрет, который только начинает раскрываться. Вдали от толп туристов, бродящих среди руин Мачу-Пикчу, это уникальное сооружение, известное как «карпа уаси» или «дом-палатка», изучается междисциплинарной группой исследователей. Их работа указывает на то, что основной целью постройки было усиление и проекция звука — открытие, заставляющее пересмотреть взгляды на доколумбову архитектуру Анд и важность невизуальных чувств в социальной и ритуальной организации этих культур.
Профессор истории искусств Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) Стелла Наир, специалист по искусству и архитектуре коренных народов Америки, провела три недели, тщательно исследуя структуру, изначально построенную по приказу Тупака Инки Юпанки на маршруте дорожной сети Куапак Ньян. Ее исследование, являющееся частью подготовки к третьей книге об андской архитектуре, сосредоточено на особенностях, которые делают это здание исключительным случаем в рамках инкского зодчества, известного своей точной каменной кладкой и прочностью, но чьи сенсорные измерения выходят за рамки чисто визуального.
Строители были невероятно изощренны в своей звуковой архитектуре, а инки представляют собой часть этой долгой и сложной традиции акустического строительства, — отметила Наир, чья работа в Уайтаре включала проведение замеров, создание чертежей и исчерпывающую фотодокументацию каждого структурного элемента. Исходной предпосылкой является то, что звук, начиная с самых первых городов тысячи лет до нашей эры, был ключевым элементом в концепции обитаемого пространства.
Уникальность карпа уаси в Уайтаре многогранна. Во-первых, это единственный известный пример постройки такого типа. Его конструкция нарушает архитектурную условность инков, предполагавшую замкнутые, прямоугольные планы. Сооружение имеет только три стены, с полностью открытым одним из фронтонных торцов — конфигурация, которая и дала ему название «дом-палатка». Это отверстие, согласно гипотезе, выдвинутой Наир и ее коллегами, не было эстетическим капризом или признаком незавершенности, а являлось ключевым компонентом его акустической функциональности.
Команда предполагает, что такая конструкция позволяла звуковым волнам — возможно, производимым барабанами, возвещавшими о начале или конце битвы, или музыкальными инструментами во время церемоний — концентрироваться и эффективно направляться наружу через открытый торец, проецируясь в окружающее пространство с большей четкостью и дальностью, чем это было бы возможно в замкнутом помещении.
Многие люди смотрят на архитектуру инков и впечатляются каменной кладкой, но это лишь поверхность, — пояснила Наир. — Зодчие также заботились об эфемерном, временном и непостоянном — и звук был одной из таких вещей. Звук глубоко ценился и был невероятно важной частью андской и инкской архитектуры, до такой степени, что строители приняли определенную степень нестабильности в этой конкретной структуре именно ради ее акустического потенциала.
Эта присущая трехстенной конструкции нестабильность является, по иронии судьбы, косвенной причиной ее сохранности. Большинство подобных строений, если они вообще существовали, вероятно, пали жертвой времени или землетрясений. Карпа уаси в Уайтаре уцелела потому, что по воле исторической судьбы Церковь Сан-Хуан-Баутиста была возведена на его фундаменте и стенах, вероятно, по указанию испанских колонизаторов. Вес и структура христианского храма выступили в роли стабилизирующего элемента, сохранив творение инков в виде замечательного примера архитектурного синкретизма.
Для разгадки акустических тайн здания профессор Наир сотрудничает с командой специалистов по звуку под руководством профессора Джонатана Бергера из Стэнфордского университета. Разделение труда очевидно: пока работа Наир сосредоточена на формальном и историческом архитектурном анализе, группа Бергера будет интерпретировать эти данные для построения точной акустической модели.
Следующим шагом для исследователя из UCLA станет использование ручных чертежей и трехмерного моделирования для выдвижения гипотез о первоначальной форме крыши — отсутствующем элементе, чья геометрия и материалы играли бы решающую роль в поведении звука внутри помещения.
Сочетание обоих подходов позволит создать надежную симуляцию того, как звуковые волны распространялись в пространстве и проецировались наружу. Мы исследуем возможность того, что карпа уаси могла усиливать низкочастотные звуки, такие как удары барабанов, с минимальной реверберацией, — уточнила Наир. — Благодаря этому исследованию мы впервые сможем определить, что именно инки ценили в акустике этого сооружения.
Проект выходит за рамки локального археологического интереса. Для Наир изучение звуковых свойств 600-летнего здания в Андах представляет собой фундаментальный вклад в растущую область знаний — археоакустику. Исследования звука действительно критически важны, потому что мы склонны акцентировать визуальное в том, как мы понимаем окружающий мир, включая наше прошлое, — отметила историк. — Но это не то, как мы ощущаем жизнь; все наши чувства критически важны. Следовательно, то, как мы понимаем себя и свою историю, меняется, если мы возвращаем звук в общую картину.
Таким образом, исследование стремится восстановить пласт сенсорного опыта в исторической интерпретации, создавая более объемный и сложный образ культуры, которая, как и многие другие, строила не только для того, чтобы быть увиденной, но и чтобы быть услышанной. Эхо инкских барабанов, умолкшее столетия назад, вот-вот вновь найдет свой путь сквозь камень и историю.