НовостиПалеонтология

Исследователи обнаружили очень хорошо сохранившуюся окаменелость эмбриона динозавра

Это редкая находка: эмбрион овирапторозавра — отряда двуногих тероподных динозавров - в окаменевшем яйце, датируемом 72-66 миллионами лет назад. Состояние его сохранности таково, что позволяет по-новому взглянуть на развитие этих ныне исчезнувших видов. В частности, это невероятно хорошо сохранившееся яйцо показывает, что эволюционные связи между динозаврами и современными птицами на самом деле могут быть гораздо глубже, чем считали специалисты.

Овирапторозавры — это группа пернатых тероподовых динозавров, близкородственных современным птицам, которые появились в Азии и Северной Америке 125 миллионов лет назад. Яйцо было обнаружено на юге Китая в позднемеловой формации Хекоу. Окаменелости свидетельствуют о том, что по мере того, как эти тероподные динозавры приближались к вылуплению, у них формировались позы, похожие на птичьи. Сходство с эмбрионами современных птиц действительно поразительно: эмбрион свернут, спина прижата к панцирю, голова под телом, ноги согнуты с каждой стороны.

У современных птиц такие позы связаны со складыванием — поведением, контролируемым центральной нервной системой, которое гарантирует успешное вылупление. Однако такая поза никогда ранее не наблюдалась у не птичьих динозавров. "Этот маленький предродовой динозавр похож на птенца, свернувшегося калачиком в своем яйце, что служит еще одним доказательством того, что многие характеристики современных птиц впервые появились у их предков-динозавров", — сказал в своем заявлении Стивен Брусатте, палеонтолог из Эдинбургского университета и соавтор исследования, представляющего это открытие.

Поза, очень похожая на позу куриных эмбрионов

На самом деле, это яйцо хранилось в Музее истории природы камня Иньлян в Сямыне, на юго-востоке Китая, с 2010 года. Сотрудники музея сделали это невероятное открытие во время сортировки различных приобретений. Этот сочлененный экземпляр является одним из самых полных эмбрионов не птичьих динозавров из когда-либо обнаруженных. Для палеонтологов это возможность провести детальное анатомическое исследование, которое позволит ответить на многие вопросы о росте и размножении динозавров.

Эмбрион, получивший прозвище "Малыш Инлян", был идентифицирован как овирапторозавр благодаря сочетанию нескольких характерных признаков, включая довольно короткий череп с клювом и отсутствие зубов. Скелет почти полный, "с небольшими видимыми посмертными нарушениями", отмечают исследователи. Длина яйца составляет 16,7 см, ширина - 7,6 см. Общая длина скелета составляет около 23,5 см — от передней части черепа до последнего сохранившегося хвостового позвонка - и, таким образом, занимает почти все пространство яйца, за исключением области около 2 см между спиной животного и скорлупой, которая предположительно является воздушной камерой — пространством, обычно находящимся между спиной эмбриона и тупым полюсом птичьих яиц.

Поза, принятая эмбрионом овирапторозавра, имеет несколько сходств с куриным эмбрионом, что позволяет предположить, что это типичное поведение современных птиц могло быть унаследовано от нептичьих динозавров.

Поза, принятая этим экземпляром, отличается от позы зауроподоморфов — подотряда динозавров, "двоюродных братьев" тероподов, характеризующихся длинной шеей, но очень похожа на позу куриных эмбрионов за несколько дней до вылупления. Таким образом, изучив яйцо и эмбрион, исследователи считают, что такое поведение перед вылуплением — ранее считавшееся исключительным для птиц — могло появиться у этих не птичьих динозавров миллионы лет назад.

Несколько поведенческих характеристик, унаследованных от динозавров

Овирапторозавры (что означает "ящерицы, ворующие яйца") были названы так потому, что самые ранние окаменелости этой клады, найденные возле гнезда, предполагали, что они питались яйцами. Исследования наконец показали, что на самом деле это собственное гнездо животного. Привычки питания этих животных до конца не изучены. Тем не менее их широко варьирующиеся формы клювов и размеры тела, вероятно, позволили им принять широкий спектр диет, как травоядных, так и плотоядных. Овирапторозавры вымерли в конце мелового периода, около 66 миллионов лет назад, как и все другие нептичьи динозавры.

Обнаружение этого эмбриона укрепляет гипотезу о том, что несколько типичных птичьих характеристик были унаследованы от тероподных динозавров. Например, несколько окаменелостей динозавров были найдены на их гнездах, насиживающих яйца. В начале 2000-х годов исследователи также сообщили об обнаружении ископаемых троодонтид — еще одного семейства теропод — сохранившихся в стереотипной позе сна или отдыха, наблюдаемой у птиц.

Различия в позе, наблюдаемые между тремя эмбрионами овирапторозавров, могут соответствовать разным стадиям инкубации.

Команда также сравнила новый эмбрион с двумя другими яйцами овирапторозавров, обнаруженными ранее: одно в Ганьчжоу, юго-восточный Китай, и другое в Монголии, которые были аналогичного размера. Хотя позы, принятые этими двумя другими эмбрионами, были довольно похожи, они немного отличались, особенно в положении черепа, который оказался более или менее близко к подвздошной кости; аналогичным образом, задние конечности животного были более или менее сведены. Эти различия могут представлять собой разную степень кривизны или "интервалы изменения осанки во время инкубации", пишут исследователи, — изменения осанки, наблюдаемые у птиц.

Команда отмечает, что исследование других окаменелых эмбрионов, тем не менее, необходимо для подтверждения этой гипотезы. Дополнительные ископаемые эмбрионы — не только тероподных динозавров, но также зауроподоморфов и орнитисхий, гораздо более удаленных от птиц, — а также более глубокие сравнительные исследования существующих архозавров, особенно крокодилов, будут проведены для лучшего понимания поведения пре- вылупление нептичьих динозавров.